Четверг, 03.07.2025, 13:03
Сайт Киево-Троещинской церкви ЕХБ
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Я.Ру

Христианский магазин

Христианский магазин по продаже книг, открыток, сувениров с христианской символикой в Киеве. Скидки.

добавить на Яндекс
Духовное пение
Вконтакте
Block title
Фотограии
 Каталог статей
Главная » Статьи » Богословие » Библейские земли

Абу-Симбел. Хорсабад. Петра..

Абу-Симбел. Египет, около 1220 года до н.э. 

В течение более 3000 лет эти гигантские статуи Рамсеса II пристально смотрят на восходящее солнце. За их спиной находится огромный храм, вырубленный прямо в скале. Почему он был построен здесь, в Нубии? Недалеко от берега Нила в Верхнем Египте установлены четыре гигантские статуи царя Рамсеса П. Они охраняют вход в Великий Храм Абу-Симбел. Однако, эти статуи расположены не в центре Египта, не вблизи Фив или другого важного города. Храм был построен у южной границы царства Рамсеса, в провинции под названием Нубия. Нубия была пустынной местностью, здесь нельзя было заниматься земледелием, однако здесь было много драгоценных металлов, особенно золота. На протяжении всей своей истории Египтяне боролись за обладание Нубией, потому что хотели распоряжаться этими богатствами. Однако, нубийцы были воинственным народом и битвы были очень жестокими. Выиграв одно сражение и получив контроль над Нубией, египтяне тут же снова могли его потерять. 

Храмы в Абу-Симбел были погребены под слоем песка, пока их не обнаружил в 1813 году швейцарский исследователь. С тех пор здесь работало много археологов. 

Под контролем Египта 

Египетское влияние на Нубию достигло своего пика во время правления Рамсеса П. Контроль над Нубией был в руках египтян со времени правления царя Хоремхеба. И затем продолжался при Рамсесе I и Сети I - отцом Рамсеса II. Каждый фараон усиливал влияние Египта на Нубию, но все же нубийцы постоянно восставали. Рамсес II был знаменитым военным и он продолжал линию на подавление восстаний и улучшение отношений Египта с Нубией. Рамсес был одним из великих строителей древнего Египта, что видно по такому комплексу, как Карнак. Он увозил из Нубии золото, но взамен построил серию храмов среди скал песчаника. Самыми прекрасными были два храма на западном берегу Нила в Абу-Симбел. 

Сила и слава 

Почему Рамсес решил строить такие изысканные храмы именно в Абу-Симбел? Было ли это просто платой Нубии за ее золото? В действительности здесь могло быть также и несколько других причин. Четыре статуи Рамсеса, находящиеся снаружи Великого Храма, были почти 20 метров высотой. В восточном направлении есть еще один храм меньшего размера, его также охраняют массивные статуи царя и царицы Нефертити. Имея перед глазами такие гигантские фигуры, возвышающиеся над ними словно башни, как могли нубийцы забыть, кто были их правители? Абу-Сим-бел был расположен совсем близко к границе египетского царства. И находящиеся здесь храмы показывают, что власть царя распространяется на всю страну. Другая причина постройки здесь храмов в том, что в Абу-Симбел более плодородная земля, чем в любой другой части Нубии. Необходимо было выращивать здесь зерно, чтобы обеспечить пищей армию рабочих, необходимую для постройки храмов. Кроме того, Абу-Симбел, возможно, был святым местом еще до прихода египтян, и поэтому храм был поставлен именно здесь, а также на этом месте находилась массивная скала, в которой каменщики вырубили этот монумент. 

 

Храмы Абу-Симбела расположены на берегу Нила в Верхнем Египте, в 80 километрах к северу от второго водопада на Ниле и в 1230 километрах к югу от Каира. 

Создание храмов 

До Абу-Симбел большинство египетских храмов и монументов было построено на равнинном ландшафте. В Абу-Симбел архитекторы решили применить новый метод. Сама скала стала храмом. Рабочие пробили в скале туннель, чтобы создать внутренние помещения храма. Четыре статуи фараона и другие барельефы снаружи были вырезаны непосредственно из фронтальной части скалы. Рамсес, как и в случае с Карнаком, продолжил работу, начатую другими. Надписи и барельефы внутри храма явно свидетельствуют о том, что храм был задуман и начат во времена правления царя Сети. Рамсес затем смог завершить эту работу и привести в порядок наружные украшения и барельефы храма. 

Проливая свет на темные тайны 

Статуи Рамсеса занимают господствующее положение в Великом Храме и показывают его власть как фараона. Статуи изображены сидящими на троне, украшенном символами Верхнего и Нижнего Египта. Отношения фараона с богами были также очень важны. Храм в Абу-Симбел посвящен трем богам: Амону, Рехаракти и Птаху, а также Рамсесу, как богу-царю. О боге Амоне мы уже говорили в главе, посвященной Карнаку. Рехаракти был другим богом солнца, а Птах - богом созидания и ремесленников. Надписи, выбитые на статуях, рассказывают нам о связи царя с богами солнца. Одна надпись гласит: Возлюбленный бога Амона. Статуи трех богов также есть снаружи Великого Храма. Внутри храма расположен большой зал с восемью толстыми колоннами. Каждая колонна изображает Рамсеса, надевшего двойную корону Верхнего и Нижнего Египта. Показано очень много общего между царем и богами. На одной скульптуре Рамсес побеждает в битве при Ка-деше, причем изображен одноруким и ему помогает Амон. Как говорит легенда, Амон дал царю силу, соответствующую армии в 10 тысяч человек. За большим залом расположено помещение меньшего размера, а после него -святилище, где делались жертвоприношения богам. Святилище находится глубоко в скале, поэтому в помещении нет окон. Стены здесь украшены резьбой, барельефами и статуями богов и царя, однако это место обычно находилось всегда в темноте, поэтому все эти изображения оставались скрытыми от глаз. Однако, храм был построен таким образом, что в определенное время года лучи восходящего солнца проникали сквозь вход и внешний зал в святилище. И тогда неожиданно это место заполнялось солнечным светом. 

Царица Нефертити 

Царь Рамсес II имел целый гарем жен, однако Нефертити, по-видимому, была его главной королевой. Две ее огромные статуи стоят рядом с четырьмя статуями Рамсеса, снаружи маленького храма в Абу-Симбел. Для Нефертити была сделана специальная гробница, которая расположена в Долине Цариц под Фивами. Она выделяется из всех остальных своими красивыми и богатыми украшениями. На многих настенных изображениях Нефертити показана рядом с богами или богинями. Надпись над одним из таких изображений гласит: Великая Царица, Госпожа Двух Стран, Нефертити, любимая царица богини Мут, признана и почитаема Великим Богом Осирисом. В другом месте показано, как богиня Исида ведет Нефертити по подземному миру. Согласно легенде, Осирис и Исида были родителями Гора, бога солнца и неба. 

 

Изображение царицы Нефертити

Постоянная борьба за власть 

Отношения Египта с Нубией были всегда неустойчивыми. Когда египтяне получили контроль над Нубией, они стали завоевателями и поработителями нубийского народа. На египетских рисунках и барельефах изображено, как нубийцы приносят дань, в том числе золотые кольца, своим хозяевам. До Рамсеса нубийские золотые прииски никогда не были по-настоящему разработаны из-за недостатка воды. В Кубане, поблизости от золотых копей, обнаружена надпись, в которой рассказывается о людях, которые шли сюда добывать золото, но умерли в пути от жажды. Царь Сети I приказал своим рабочим рыть колодцы, но ни в одном из них не было найдено воды. Когда Рамсесу доложили об этом, он приказал своим рабочим углубить колодцы, вырытые по приказу отца. На этот раз их стали рыть значительно глубже. Замысел удался и вода была найдена. Теперь Рамсес мог взять столько золота, сколько хотел, а взамен он построил нубийские храмы. В действительности, строительные работы были выполнены нубийскими рабами, захваченными в качестве военнопленных во время сражений египтян с Нубией. Об этом мы знаем из надписей в Абу-Симбел. Использование военнопленных на строительных и других работах было обычным делом для египетских фараонов - и это подтверждают доказательства, найденные в других частях империи. 

 

Нубийские военнопленные 

Бог Гор 

Египетский бог солнца Рехаракти изображался в виде поднимающегося и опускающегося солнца. Его имя было сочетанием двух разных богов солнца - Ре и Гора. Ре или Ра был главным богом солнца Египта до Амона. Гор был богом неба и солнца. Он обычно изображался в виде головы ястреба. Рехаракти означает Гор на горизонте, что символически обозначает солнце, восходящее на востоке. Гору поклонялись по всему Египту, хотя в разных областях он назывался и изображался по-разному. В древних легендах говорится о том, что Осирис был убит своим братом Сетом. Гор был тайно спрятан среди болот дельты Нила и находился там до тех пор, пока не стал достаточно взрослым, чтобы бороться с Сетом. Много долгих и жестоких битв происходило с тех пор, но никому не удалось одержать верх. В конце концов произошло судебное разбирательство и Сету был вынесен приговор. 

 

Гор - бог солнцас ястребиной головой 

Перемещение храмов 

О храмах в Абу-Симбел снова заговорили в 1960-х годах. Дело в том, что ежегодный разлив Нила всегда вызывал массу проблем, и поэтому было решено соорудить в Асуане плотину, чтобы контролировать уровень воды в реке. Проектировщики понимали, что это вызовет подъем уровня воды в реке и затопит многие нубийские храмы. Для сохранения этих храмов, в частности, храмов в Абу-Симбел, было предложено несколько путей. Например, предлагалось поднять храмы при помощи гидравлических домкратов. Другое предложение заключалось в том, чтобы построить под храмами большой бетонный паром, так чтобы они могли находиться как бы наплаву и подниматься вместе с ростом уровня воды. Наконец, в третьем решении, которое и было одобрено, предложено перенести храмы по камешку на более высокое место. Камни приходилось разбивать на части перед тем, как переносить их, поэтому это была довольно сложная и тонкая операция. Для разреза каменных блоков, использовались большие механические пилы, а резные скульптуры и колонны разрезали специальными пилами. После разрезки возникла следующая проблема -как поднимать камни. Песчаник представляет собой довольно мягкую горную породу, и если использовать обычное подъемное оборудование, скульптуры могут разрушиться. Тогда решили в скрытых местах скульптур пробурить отверстия и вставить стальные болты, а затем уже прикреплять всю конструкцию к подъемному крану. Так Великий Храм и второй, меньшего размера были заново перестроены в той же самой скале, но на более высоком месте. Они были расположены точно также, как и прежде, так что лучи восходящего солнца снова проникали через вход. 

 

 

Храм в Абу-Симбел - план на уровне пола 

 

Ассирийцы пользовались советами предсказателей, когда назревали важные события. На иллюстрации изображен предсказатель, указывающий путь в новый город. Саргон мог воспользоваться подобным советом, когда выбирал место для постройки Хорсабада. На заднем плане показан резной каменный барельеф. 

Хорсабад. Ирак, 720-705 гг. до н.э. 

У ассирийцев была репутация очень жестокого народа, хотя их царь Саргон II построил великолепный город в Хорсабаде. Были ли ассирийцы действительно такими, как о них говорили, и почему город, построенный Саргоном, был покинут после его смерти? 

В северной Месопотамии, среди холмов, разделяющих реки Тигр и Евфрат, жили ассирийцы - это был народ, которого боялись больше всех в древнем мире. Но были ли эти люди просто жестокими варварами? Оставшееся после них искусство и великие города позволяют нам сказать, что это не так. Среди этих городов самым загадочным был Хорсабад. Этот город был построен царем Саргоном II, но был покинут, когда кончилось его правление. Какая же история скрывается за стенами этого странного города? 

Царские апартаменты во дворце в Хорсабаде были площадью 300 квадратных метров. Это был один из самых гигантских дворцов древнего мира. 

Рождение империи 

Ассирийцы были осколком шумерской цивилизации, разрушенной после падения Ура примерно в 2000 году до н.э. Как большинство народов, живущих в Месопотам-ской долине, они занимались земледелием, используя плодородные почвы, выращиванием ячменя, а также животноводством, разводя крупный рогатый скот, овец и коз. Центром их империи был город-государство Ассур, сейчас место, где был расположен этот город, находится в северном Ираке. Отсюда началось строительство и других городов-государств - Ниневия и Арбелы. Ассирийцы начали строить свою империю примерно в 1363 году до н.э., но между ними и соседями происходили непрерывные войны в борьбе за власть и влияние в регионе. Самым удачливым царем в этот период был Тиглатпаласар (1114 - 1076 гг. до н.э.). Это был сильный военачальник, при котором в войне начали успешно применять боевые колесницы и красиво украшенное оружие из железа. Примерно к 1100 году до н.э. ассирийская империя протянулась от Средиземного моря на севере до тех мест, где сегодня находятся восточные рубежи Турции. После окончания правления Тиглатпаласара был период упадка, пока на троне не появился другой сильный царь -Тиглатпаласар III (744 - 727 гг. до н.э.). Он подчинил своему влиянию Сирию и Вавилон, начал вводить систему налогообложения и военного конт-роля. Когда Саргон II взошел на трон в 721 году до н.э., ему досталась огромная хорошо организованная империя. 

 

Хорсабад находится в Северном Ираке, к северо-востоку от города Мосул. Рядом расположен знаменитый город Ниневия. Южнее -древние города Вавилон и Ур 

Царь Саргон 

Саргон, вероятно, не был потомком ассирийских царей, но он принял имя одного из прежних монархов - Аргона Древнего, царя Аккада, основателя первой в мире империи. Первый Саргон был почти легендарной личностью и проявил себя как сильный и успешный правитель. Сирия и Вавилонское царство старались освободиться из-под ассирийского влияния, но Саргон подавлял все их выступления. Однако он был не только военным лидером. Найдены документы, в которых говорится, что он занимался восстановлением и перестройкой деревень, пришедших в упадок, постройкой каналов, а также основал научную библиотеку. Он также поддерживал художников и ремесленников. Его дворец был украшен изысканными настенным барельефами, кроме того, ассирийские ремесленники были настоящими мастерами в работе со стеклом и обработке металлов. 

Непрерывное строительство 

Правление Саргона было успешным, но этот царь был поистине неутомим и не мог подолгу жить на одном месте. Сначала он жил в Ассуре, где занимался ремонтом стен и украшением храма. Затем Саргон переехал в Кальху и перестроил там царский дворец. Его следующим местом жительства была Ниневия, здесь он снова занимался восстановлением храма. Саргон поступал таким образом, чтобы показать этим городам, какие великолепные здания он может построить для них и тем самым добиться к себе их расположения. Однако, во всех этих городах прекрасные постройки были и до Саргона. Сам он не основал ни один из этих городов. Тогда он решил основать новый город на пустом месте и приказал начать строительство города, который ассирийцы называли Дур-Шаррукин (город Саргона). Сегодня мы знаем его как Хорсабад. 

Город мечты 

Саргон и его архитектор Таб-Шар Ашур тщательно разработали план города. В этом месте были глинистые почвы, а она была хорошим материалом для строительства. Сам город был довольно большим и был окружен четырьмя стенами, которые более или менее были похожи на квадрат. За стенами города был настоящий лабиринт из узеньких улочек. Жилые дома были, вероятно, одноэтажными зданиями из грязевого кирпича и внутренним двориком в центре. Окна выходили только во двор, а не на улицу. Рядом с северной стеной находился царский дворец Саргона. Настенные каменные барельефы показывают нам, какие изысканные украшения делали в Ассирийской империи. Некоторые из них носят следы проходивших в империи битв. В Библии также рассказывается о жестокости ассирийцев. Однако, на самом деле ассирийцы не были такими кровожадными, как это кажется. В сражениях они использовали тактику террора, но по отношению к побежденным народам не проявляли чрезмерной жестокости. Пока побежденные платили дань, они оставляли их в покое. 

Ассирийская бюрократия 

Ассирийская империя была разделена на провинции, во главе каждой из них был губернатор, который подчинялся непосредственно царю. В распоряжении каждого губернатора были чиновники и солдаты, чтобы поддерживать порядок и соблюдать закон. Во время раскопок было найдено около 2000 письменных свидетельств переписки между столицей и провинциями и это говорит о том, что связь в империи была достаточно хорошо налажена. Что же произошло в Хорсабаде? В 705 году Саргон был убит в сражении. Ассирийцы восприняли это как плохое предзнаменование, поэтому Синахериб, сын и наследник Саргона, покинул Хор-сабад и сделал столицей империи Ниневию. В город Саргона ассирийцы больше не вернулись. 

Саргон Древний, царь Аккада 

Саргон II взял себе имя от Саргона Древнего, который управлял Северной Месопотамией, позднее известной как Аккад, и покорил шумеров примерно в 2300 году до н.э. Никто не знает, как царь Аккада Саргон стал царем, известно только, что у него были сильные лидерские качества. Возможно, именно поэтому Саргон II взял себе его имя. Саргон Древний был легендарной и загадочной личностью. В ассирийских документах сказано, что он утверждал, что царем его сделали боги. Он говорил, что является сыном благочестивой женщины, служившей в храме. Ей запрещено было иметь детей, поэтому, когда у нее родился ребенок, она положила его в корзину и бросила в реку. Течение реки несло корзину вниз, пока ее не обнаружил художник по имени Акки. Акки усыновил Саргона и позже сделал его садовником в храме. Саргон считал, что когда он был в храме, богиня Иштар помогла ему подняться на вершину власти. 

 

Бронзовая голова Саргона Древнего, царя Аккада 

 

Царский дворец в Хорсабаде 

Мы знаем о существовании дворца по найденным руинам и настенным барельефам, а также из переписки между Саргоном и дворцовым архитектором. Это был огромный дворец. Здесь большое пространство было отведено под хозяйственные нужды, включая кухню, пекарню, кладовые и конюшни. Главный вход вел на широкий внутренний двор. Слева от двора находился храмовый комплекс, куда входили несколько небольших храмов и зиккурат, состоящий из семи ступеней. Справа находились жилые дома. Прямо были расположены царские апартаменты. За ними находились государственные палаты, включая тронный зал длиной 46 метров. К трону можно было пройти через еще один огромный внутренний двор. Войдя в тронный зал, можно было увидеть,стены с резными барельефами с изображениями крылатых буйволов с мужскими головами. Эти мифические существа, как предполагалось, изображают Гильгамеша - легендарного героя Месопотамии. Эти существа охраняли трон и символизировали мощь и власть царя. Дворец украшен резными барельефами, изображающими ассирийцев, ведущих битвы за империю. На других показано, как они охотятся на слонов и львов. 

Герой Гильгамеш 

Гильгамеш - легендарный царь шумерского города-государства Урук был одним из первых известных героев эпоса. Его приключения описаны в поэме Сказание о Гильгамеше, записанной на двенадцати глиняных табличках, покрытых аккадскими письменами, которые были найдены в древней библиотеке в Ниневии. Гильгамеш - это реально существовавшая историческая фигура. Найдены записи о войне, которая была между ним и царем древнего города Киш. Однако, поскольку в глубокой древности цари были тесно связаны с богами, они проникли в легенды, в которых очень трудно отделить вымыслы от реально происходившего. В поэме Гильгамеш показан как героическая фигура: на две трети бог и на одну треть человек. Он и его товарищ Энкиду - человек из пустыни, воспитанный дикими животными - прошли через множество приключений. Затем Энкиду заболел и умер, а Гильгамеш так тяжело это переживал, что принялся искать секрет вечной жизни. Пройдя в своих скитаниях через множество опасностей, он попал на берег Океана Смерти. Здесь он попросил паромщика по имени < 9.>Уршанаби перевезти его на другую сторону. Переплыв через океан и выйдя на берег, он повстречал бессмертного полубога Утнапиштима. Гильгамеш спросил у него, как он стал бессмертным. Утнапиштим рассказал ему, что богов раздражают шумные люди, которые не дают им спать, и поэтому боги задумали устроить на земле большое наводнение, чтобы уничтожить человечество. Однако, одна из них, богиня Эа, сообщила Утнапиштиму о наводнении, поэтому он построил небольшое судно и взял на борт свою семью и много различных животных. Сначала Энлил, бог шторма, был разгневан, что Утнапиштиму удалось остаться в живых во время наводнения, но Эа уговорила его подарить Утнапиштиму и его жене бессмертие. Утнапиштим затем рассказал Гильгамешу о растении, которое живет на дне моря. Он сказал, что это растение может, по крайней мере, сделать стариков молодыми. Гильгамеш привязал камни к своим ногам, нырнул в море и достал растение. На обратном пути в Урук он решил искупаться, и в это время змея украла растение, сбросила свою кожу и исчезла. А Гильгамеш понял, что людям суждено стареть и умирать. 

 

Крылатые чудовища, изображенные на стенах дворца 

Армия страха 

Ассирийцы не были бы так могущественны без эффективно организованной армии. В армии были пехотинцы, всадники и боевые колесницы. Саргон применял усовершенствованную тактику для пехотинцев и нашел хорошее применение для лучников. Он также начал применять большие колесницы, в которых помимо возничего, был лучник и один или два щитоносца. В армии использовались тараны для нападений и осады городов. Саргон всегда держал свою армию наготове. Он сам водил ее в сражения, хотя располагал великолепным подбором командиров. Армия во время похода изображена на настенных барельефах. Первым идет царь и его телохранители, за ним шли знаменосцы. Дальше следует всадник, с обеих сторон которого идут пехотинцы, готовые немедленно вступить в схватку. Затем шла основная армия, которую сопровождали повозки с продовольствием и различные приспособления, например, тараны и прочее. 

 

Ассирийские солдаты, настенный барельеф 

Потерянный город в Месопотамии 

Первые раскопки в Хорсабаде провел в середине девятнадцатого века французский археолог Поль-Эмиль Ботта. Город был похоронен под насыпью — так называемым теллем. Работу Ботга продолжил Виктор Плейс в 1851 году. Плейс впервые сделал план города и дал описание внешнего вида зданий. Между 1928 и 1935 годами большая работа была проделана учеными Восточного Института Чикагского Университета (США). Они тщательно проверили планы города, состав- ленные Плейсом и открыли новые участки города, включая храмы и жилые дома. Таблички с поэмой Сказание о Гильгамеше были обнаружены археологами во время раскопок библиотеки Ашшурбанипала, последнего царя Ассирийской империи. Дома, построенные из грязевого кирпича для обычных людей Хорсабада уже давно исчезли с лица земли, однако археологи обнаружили камни, которыми мостили улицы. Как выглядел дворец царя, представить легче, потому что сохранился фундамент. 

 

Знатный горожанин сидит под нависающими скульптурными изображениями персидских царей, которые украшали колонны и двери Персеполя. Казалось, что всемогущий царь наблюдает за своими подданными повсюду, где бы они ни находились. 

Персеполь. Иран, около 520-330 гг. до н.э. 

Великолепный храм в Персеполе при персидских императорах был местом встречи древнего мира. Но почему он был построен в таком удаленном месте? Какие церемонии проходили в его роскошных залах? 

В шестом веке до н.э. новая и мощная сила охватила Средний Восток словно волна прилива и она создала самую великую империю, которую когда-либо видел мир. Персы, основав страну, которая сегодня называется Ираном, потратили всего несколько лет для того, чтобь завоевать территории вплоть до Египта, Вавилона и Индии. В то же время они принесли с собой из завоеванных стран другие идеи, и таким образом была создана уникальная новая культура в их собственном государстве. Страна огромных дворцов, Персия всегда была связана с богатством и экзотикой. Торговцы с Востока привозили шелк, пряности и золото, их торговые пути пролегали через Персию в западные страны. Три Мудреца, которые приносили дары юному Христу, были вероятно, священниками или волхвами из Персии и являлись последователями зороастризма. Персидские цари строили огромные изысканные дворцы по всему царству, которые были как бы символами их могущества. Большой дворец в Персеполе был построен Дарием, правившим империей в период расцвета ее могущества. Архитектура дворца представляла собой смесь различных стилей - греческого, египетского, ассирийского и персидского, которые в сочетании выглядели как нечто неповторимое и уникальное зрелище. Дворец в Персеполе был построен на пустом месте в 480 километрах от столицы - города Сузы. Но кто же были те люди, которые взялись создавать мощную империю, и в чем секрет такого удаленного расположения дворца в Персеполе? 

При праздновании Нового года царь не принимал участия в пиршестве, оставаясь для всех удаленной и загадочной фигурой. 

Он обедал за ширмой, наблюдая за посетителями, которые не могли видеть его самого. 

Первые цари 

Первыми правителями Персии были выходцы из Мидии - небольшой горной страны на западе Ирана. Мидяне были упрямыми и жестокими людьми, часто ведущими войны с соседями, например, с ассирийцами. Первого царя Мидии звали Ахаманеш или Ахемен, а жителей его страны называли ахеме-нидами. Когда они расширили свою территорию, то персы также стали называться ахемени-дами. Первым могущественным мидий-ским царем был Киаксар. В 614 году до н.э. он заключил союз с Вавилоном, выдав замуж свою дочь Амитию за вавилонского царя Навухудоносора. Затем в 612 году до н.э. он он захватил ассирийскую столицу Ниневию. Эта победа Киаксара была потрясающей и ужасной для города. Ниневия была полностью разрушена и империя персов начала расширяться. 

 

Персеполь находится на юге Ирана, в 80 километрах к северо-востоку от города Шираз. Некоторые находки из Персеполя, например, скульптуры, выставлены в местном музее. 

Щупальцы власти 

Следующим царем был Кир Великий (559-529 гг. до н.э.). Он был известен как император мидян и персов. Кир был царем, завоевавшим Вавилон в 539 г. до н.э., но он обращался с вавилонянами хорошо и они стали признавать его как законного царя. Он также освободил евреев, которые были захвачены вавилонянами и позволил им вернуться домой в Палестину, так что Кир обеспечил себе прочное положение и там. Этот правитель не старался полностью подчинить себе те народы, которые он завоевывал. Самые важные их законы и религию он считал действующими в империи и позволил им вести ту жизнь, которая у них была прежде. После Кира царем стал его сын Камбис, сохранивший методы правления своего отца. Его главным достижением был захват Египта в 525 году до н.э. Ливия также капитулировала перед Персией. Камбис находился в Египте три года. Наконец, в 522 году до н.э. его уговорили вернуться в Персию, но по пути домой он умер и тогда царем стал его двоюродный брат Дарий. Дарий принял в свои руки уже обширную империю, которую он еще более расширил, присоединив к ней части северной Индии. Он также улучшил и обогатил империю, начав грандиозное строительство коммуникаций и дорог, а также построив Персеполь. Для постройки нового дворца Дарий выбрал удаленное место, поблизости от южных гор, подальше от суматохи столицы Суз. Климат здесь был прохладный и приятный, и Дарий мог теперь уехать из центра такой обширной империи. Удалившись от всех во дворец, расположенный на много километров от всех, он окружил свою жизнь глубокой тайной. Работа во дворце началась в 520 г. до н.э. и заняла по меньшей мере шестьдесят лет, пока была завершена. За это время было правление трех монархов: Дария и следующих двух -Ксеркса и Артаксеркса. Ремесленники пришли сюда со всей империи, чтобы принять участие в строительных работах. Именно поэтому во дворце оказалось смешение многих стилей. Однако дворец представляет из себя не только сборную солянку разных стилей, заимствованных из многих мест. Персидские цари хотели, чтобы их дворец отличался от всех остальных, поэтому различные стили были специально придуманы и это полностью соответствовало задуманному проекту. Царь не жил в Персеполе все время, но дворец был больше, чем убежище в глубине страны. Каждый год, в марте, должностные лица из каждого уголка империи собирались в маленьком городке около дворца, чтобы праздновать новый год. Они приносили царю и его семье подарки: драгоценности, одежды и даже животных, например, лошадей, жирафов и верблюдов. Они приближались ко дворцу, шествуя в длинной, красочной процессии, во главе которой шли солдаты, колесницы и всадники. Царь ждал их в зале аудиенций и там проходил прием. После этого все развлекались на грандиозном пиру. 

Пути к успеху 

Дарий разделил свою огромную империю на провинции и назначил губернаторов и чиновников, чтобы управлять ими. Царь не хотел, чтобы все эти назначенные лица обладали большой властью, а поэтому нужен был постоянный контроль над империей. Для этого надо было найти возможность обеспечить быстрое и легкое передвижение по стране. Было решено построить дорогу, которая затем пересекла всю его империю от Суз, находящихся на самом севере Персидского залива, до города Сарды, поблизости от Эгейского моря. Дорога эта была длиной 2683 километра и связывала Лидию, Фригию, Вавилонию и Ассирию с Сузами. Посланец царя мог теперь легко проехать из Суз в любую из провинций. Вдоль дороги было 111 перевалочных пунктов, где можно было заменить лошадей. Были построены гостиницы, чтобы обеспечить путешественников проживанием и пропитанием. Строительство дороги, подобное этой, было в условиях того времени невероятным подвигом. При этом открылось намного больше возможностей для всей империи. Люди оказались более тесно связаны, наладились торговые связи. Благодаря этому стали возможны огромные сборища и праздники, подобно проводимым церемониям встречи Нового года в Персеполе. Художники и ремесленники со всей империи могли применить свое мастерство в царских дворцах Персии. 

 

Король Артаксеркс на троне 

Комплекс храмов 

Сегодня от многих зданий дворца остались только фундаменты. На иллюстрации можно видеть, что большинство построек имело множество колонн для поддержки крыши. В тронном зале и в зале аудиенций (ападане) колонны были высотой более 20 метров. Они были украшены резьбой, а на их вершинах или капителях находились скульптурные изображения голов животных, например, буйволов или рычащих львов. Залы были щедро украшены цветными плитками, золотыми украшениями и висящими золотыми кружевами. Самым важным зданием, помимо залов для аудиенций, была царская сокровищница. Здесь, вдали от народа, цари хранили все свои богатства. В сокровищнице были драгоценные металлы и камни, оружие и ковры. Многие из богатств царей попадали сюда в качестве дани, приносимой царям во время празднований Нового года в Персеполе. 

 

Персы и греки 

Дарий был первым персидским царем, который называл себя Царем царей. В то время жители всей империи величали его властелином мира. Но именно другой народ, обладавший огромной мощью - греки - готовился оспорить его превосходство. В начале правления Дария Греция была частью его империи, но приблизительно в 499 г. до н.э., города- государства Ионии на Азиатском материке, восстали против персидского правления. Афины послали флот из двадцати кораблей с солдатами, чтобы помочь им, но персы сумели подавить восстание. Но это было только начало борьбы. Города Эретрия, Афины и Спарта восстали против Дария. В 490 году до н.э. он послал армию, чтобы подавить выскочек-греков. 

Марафонская битва 

Сначала казалось, что греки не могут победить. Эретрия пала под ударами персов, и армия стала готовиться к походу на Афины. Но афиняне применили неожиданную тактику. Они первыми атаковали персов, вынуждая их вернуться назад на свои корабли, стоявшие на рейде в Марафонском заливе. Персы вынуждены были отступить. Марафонская битва, как была названа эта схватка, была первым поражением персов. Спустя четыре года Дарий умер и на трон взошел его сын Ксеркс. Хотя Дарий управлял стабильной империей в течение более тридцати лет, в ней назревали различные проблемы. Царь облагал своих подданных очень высокими налогами и они были недовольны этим. Когда Дарий умер, в Египте и в Вавилонском царстве волнения превратились в открытые восстания. Но главной проблемой были греки. 

 

Ливийский сборщик дани. 

Победа над персами 

В 480 году до н.э. Ксеркс повел огромную армию на Афины и Спарту. Персы победили афинскую и спартанскую армии в битве при Фермопилах на севере Афин. После этого персы направились в город. Но греки были к этому готовы. Афинский генерал Фемистокл убедил греков, что персов легче победить в море. Они построили флот из 200 парусных судов, названных триремами - эти суда были более легкими и подвижными, чем персидские. Когда персы приблизились, Фемистокл приказал всем жителям покинуть Афины. Женщины и дети укрылись в безопасном месте, а мужчины погрузились на триремы готовые к схватке на море. Греки заманили персов в море, послав ложное сообщение. В нем говорилось о том, что греческий флот якобы пытается уйти и тогда Ксеркс послал свои военные корабли, чтобы отрезать им путь к отступлению. Греческие суда только этого и ждали и напали на персов. В этом сражении персы потеряли большую часть своего флота. Их армия была разбита спартанцами в сухопутном сражении в 479 году до н.э. в сражении при Платеях. 

 

Приезд сановников в Персеполь. 

Триумф греков 

Греки приобретали все большую мощь. Афиняне имели лучший флот, который стал еще больше после победы в Сала-минском сражении. Спартанцы имели сильную армию, потому что все спартанские мужчины после окончания школы становились воинами. Они всю жизнь занимались обучением и подготовкой к войне. Но греки все еще опасались новых вторжений персов. Афиняне предложили объединить города-государства в так называемый Делосский союз. Каждый город предоставлял корабли или давал деньги на их постройку. Эти суда добавлялись к афинскому флоту, который приносил Афинам все больше богатства и могущества. Делосский союз постепенно превратился в Афинскую империю. Ксеркс и персы боролись с ней, но в конце концов потеряли все свои позиции в Европе. Однако, ко времени, когда в 465 г. до н.э. умер Ксеркс, они все еще контролировали большую часть Ближнего Востока. Трон наследовал сын Ксеркса Артаксеркс, который правил в течение сорока лет. При нем в Персеполе была закончена отделка тронного зала, называемого залом ста колонн, где по-прежнему находился его двор. К этому времени восстания вспыхивали уже по всей империи. Наступил долгий период волнений, в течение которого многие персидские цари погибли ужасной смертью, стараясь удержать власть в империи. В 334 году до н.э., Александр Македонский, возглавляя греческую армию в 40000 человек, пересек пролив Дарданеллы и разгромил персидскую армию в битве при Иссе, на побережье Средиземного моря. Он двинулся дальше, намереваясь захватить Вавилон и Сузы. В 330 году до н.э. последний персидский царь Дарий III, был убит и Персеполь разрушен. 

 

Внизу: Резная скульптура из дворца 

Пророк Зороастр 

Несмотря на странное название, зороастризм - персидская религия - не кажется для нас слишком странной, потому что она во многом похожа на христианство. Но когда эта религия только начинала распространяться в Персии во времена правления Кира Великого, она выглядела революционной. Раньше персы поклонялись нескольким различным богам и жрецы приносили им в жертву животных. Зороастризм - это религия, в которой поклоняются только одному богу, Аху-рамазде (что означает мудрый повелитель). Зороастр был пророком, основавшим религию после того, как к нему пришло видение, в котором Ахурамазда поведал о своих поисках добра в мире и о своей постоянной борьбе против злого духа Ахримана. Если люди ведут праведную жизнь, сказал бог Зороастру, они помогают Ахурамазде победить в схватке злого духа и обретают вечную жизнь. Но кто был Зороастр? Для приверженцев новой религии он не был обычным человеком. Его матери, когда она была девушкой пятнадцати лет, явился предсказатель, который начал прославлять ее. Ее отец, находясь под влиянием злых духов и считая, что она околдована злыми волшебниками, выгнал ее из дома. Затем она вышла замуж, и дух Зороастра был послан в нее ангелами в соке растения хаома, выпитом волхвами, что является частью религиозной церемонии. Когда родился Зороастр, все радовались, но злые все время хотели его уничтожить. Когда ему было тридцать лет, пришло его первое видение и Зороастр начал проповедовать новую веру. Он не имел большого успеха, до тех пор, пока не дошел до восточного Ирана. Там он сумел обратить в свою веру местного правителя по имени Виш-таспа. Когда Кир подчинил контролю персидской империи страну, где правил Виштаспа, зороастризм начал распространяться, а сам Зороастр стал находиться при дворе царя и имел большое влияние. 

 

Бог Ахурамазда. 

Управление империей 

Персидская империя была разделена на области, называемые сатрапиями. Каждая находилась под управлением губернатора или сатрапа, который подчинялся непосредственно царю. Такая система управления была разумной и давала результаты при сильном правителе. Если он был слабым, сатрапы приобретали слишком большую власть и управляли провинциями как хотели, по своим правилам. Дарий понял это когда заступил на трон, поэтому он сделал так, чтобы все сатрапы были персами, а не выходцами из побежденных стран. Он не дал им абсолютной власти над провинциями и у каждого сатрапа был военный командир, который подчинялся напрямую царю. Сборщики налогов также отчитывались непосредственно перед царем и это дало Дарию полный контроль за финансами империи. В каждой провинции были секретари, которых называли глаза и уши короля; многие из них были родственниками Дария. Они держали царя в курсе всех событий, которые происходили в его дальних и ближних провинциях. 

 

Клинописная табличка 

Как Александр разрушил Персеполь 

Со времени Дария и до заката Персидской Империи Персеполь был местом, где проходили важнейшие встречи правителей древнего мира. Ежегодное посещение сановников со всей империи, богатства, спрятанные в сокровищнице и великолепие дворца превратило Персеполь в настоящий символ власти персидских царей. Но когда Александр Македонский подчинил греческому контролю всю империю, ему оказался не нужен большой дворец, расположенный так далеко от дома. После убийства Дария III одним из его собственных генералов, Персеполь утратил свое-значение и Александр сжег дворец дотла. Остались только камни, засыпанные песком, пока их не обнаружили археологи в 1920 году, когда начали проводить здесь раскопки. Они обнаружили фундамент дворца и нашли много резных украшений и барельефов, на которых были изображены сцены процессий с принесением даров царю. Сожжение Персеполя было странным поступком Александра. Возможно, он хотел отомстить таким образом за многолетнюю войну. Но с другой стороны он старался приспособиться к персидскому образу жизни. Он своим солдатам жениться на персидских женщинах и, подавая пример другим, сам женился на персидской женщине по имени Роксана из Согдианы. 

 

Хаснех (сокровищница) был построен в классическом греческом стиле с двумя рядами колонн. На переднем плане видны шумные улицы и рыночные палатки. Здесь встречались путешественники со всей Азии, пришедшие по торговым маршрутам обменять товары. 

Петра. Иордания, около 170 г. до н.э. - 100 г. 

В течение многих сотен лет город Петра был спрятан среди пустынных холмов. Никто в западном мире не знал о его существовании. Так кто же построил этот странный город и почему он был забыт на такой длительный срок? 

Забытый город Петра, заброшенный далеко в Иорданской пустыне, представляет собой, может быть, одну из самых невероятных тайн всего древнего мира. Петра была так хорошо скрыта среди холмов, что оставалась неизвестной для западного мира до 1812 года. Архитектура города представляет собой классическую смесь персидского, ассирийского, греческого и римского стилей. Однако, о людях, которые вырезали этот розово-красный город из отвесных скал в пустыне, почти ничего неизвестно и сегодня. Кто же были эти люди? Как они научились вырезать из камня такие изысканные здания в классическом стиле? И если они обладали таким мастерством, почему они неизвестны сегодня, в отличие от египтян и римлян? Почему они выбрали для постройки города такое место, к которому так трудно добраться? 

Город охватывал узкую долину дугой. До них нельзя было добраться ни с какой стороны, и поэтому предполагалось, что он был построен злыми духами. 

От кочевья к оседлости 

Город Петра был построен племенем набатеев - это были кочевники из северной Аравийской пустыни. По-видимому, примерно в 530 - 520 годах до н. э они мигрировали на север в страну, известную под названием Эдом, теперь это находится в южной Иордании, и мирно смешивались с эдомцами, которые жили там. Около 350 года до н.э., набатеи оставили свой кочевой образ жизни. Они осели в Эдоме и начали строить город Петра. Основными их занятиями были скотоводство и торговля с арабскими странами. Но почему они решили перейти к оседлому образу жизни? И почему это был Петра? 

Караваны в пустыне 

Набатеи поняли, что Петра будет находиться поблизости от самых важных торговых путей древнего мира. Один главный торговый путь проходил по долине, которая связывала Мертвое море с заливом Акаба в Красном море. Торговые караваны проходили по восточному побережью Мертвого моря от Дамаска до Акабы и дальше по Аравийской пустыне. Караванам иногда необходимо было останавливаться, чтобы пополнить запасы пресной воды и город Петра, находившийся на полпути по такому маршруту, был идеальным местом для остановки. Восточно-западный торговый путь, соединяющий Месопотамию с Египтом, также проходил мимо Петры. Этот путь позже стал частью знаменитого шелкового пути, который протянулся от Китая до Средиземноморья, где суда ждали, чтобы забрать шелк и специи с востока и повезти из в Грецию и Рим. Третий путь проходил мимо Петры к средиземноморскому порту Газа. Набатеи поняли, что они могут стать богатыми и приобрести большое влияние, управляя торговлей, которая проходила через перекресток в Петре. Сначала они, вероятно, действовали разбойничьими методами, подкарауливая караваны и грабя их. Но действуя таким образом, они понимали, что торговые караваны могут вообще не пользоваться этим путем. Более организованной системой было обложение проходящих мимо караванов пошлиной. Жители Петры также контролировали караваны, предлагая себя в качестве провожатых через окружающий труднопроходимый скалистый ландшафт. Сохранилось очень мало письменных свидетельств о том, как жили набатеи в то время, но, по-видимому, они постепенно расширяли территорию, которую контролировали. Набатейские цари упоминались в 160-х годах до н.э., и мы знаем, что их власть настолько усилилась, что они стали управлять городами, расположенными очень далеко от Петры - Дамаск и Газа. 

 

Город Петра находится в Иорданской пустыне, между Мертвым морем и заливом Акаба в Красном море, в 190 километрах от Аммана, столицы Иордании 

Богатство или могила? 

Чтобы попасть в Петру, нужно воспользоваться единственным путем, проходящим через узкое скалистое ущелье под названием Сик. В течение примерно получаса приходится идти пешком или верхом на лошади через эту тихую долину, не видя ничего, кроме нависающих над ними отвесных скал высотой примерно 25 метров. Здесь темно и мрачно. Затем, когда вы проходите последний поворот, перед вами неожиданно открывается вид на одно из самых замечательных строений Петры - Хаснех. Открывшийся вид даже бывалого путешественника заставляет затаить дыхание. Фасад здания, вырубленного прямо из скалы, имеет около 30 метров в ширину и 40 метров в высоту. Здание украшено двумя рядами колонн, покрытых сверху резным фронтоном. В центре, на самой вершине, расположена большая урна. О Хаснехе существует множество самых разных легенд. Изящный греческий стиль колонн позволяет предположить, что они были построены строителями, пришедшими сюда откуда-то из других мест. Но кто они были и почему пришли сюда? Мы не знаем. Другая загадка - как использовался Хаснех. Слово хаснех означает сокровище и бедуины, жившие вокруг города, думали, что в урне были скрыты запасы золота. Они осыпали ее пулями из своих ружей, пытаясь добраться до сокровищ. Другое предположение состоит в том, что Хаснех был могилой, возможно, царя Аретаса III (86-62 г. до н.э.), который расширил земли набатеев до Дамаска и Сирии. Как известно, Аретас интересовался греческой архитектурой. 

Город могил 

Мрачная история связанная с Петрой состоит в том, что этот город полон могил - их здесь около четырех тысяч. Трудно поверить, что живые люди когда-нибудь шли по этим улицам. Могилы вырублены в скалах на склонах вокруг города и поэтому они уцелели в условиях ветров и дождей пустыни. На большом открытом пространстве долины, по всей видимости, были поставлены жилые дома, торговые лавки и другие здания из грязевого кирпича, которые с тех пор давно превратились в руины. По внешнему виду могилы очень различны: от простых ниш в скале без всяких украшений, до великолепного классического дизайна. Кто был захоронен в них? Мы опять не знаем. Известно, что жители Петры поклонялись своим царям и превращали их в богов, когда они умирали. Возможно, более роскошные могилы -это усыпальницы набатейских царей. 

Образцы греческих колонн 

Колонны в Хаснехе сделаны в коринфском стиле. Это самый изысканный из трех греческих архитектурных стилей. Самый старый и самый простой стиль был дорический, который использовался в древней Греции приблизительно от 700 г. до н.э. В Парфеноне в Афинах были дорические колонны. Они более толстые и очень прочные, с простой каменной плитой наверху. Ионический стиль начал применяться примерно с 500 года до н.э. Колонны здесь более тонкие и изящные, а капители украшены резьбой, похожей на свиток папируса. Коринфские колонны, как предполагалось, должны были быть похожи на деревья и ими начали украшать постройки примерно в 400 г. до н.э. Эти колонны стройны, а капители глубоки и украшены резьбой из листьев аканта. В набатейском искусстве коринфские капители можно встретить редко. 

 

Греческие архитектурные стили, слева направо: ионический, дорический, коринфский 

Падение Петры 

В период наивысшего расцвета и мощи Петра была шумным городом, куда приезжали торговцы со всего Востока. Здесь был всегда заполненный народом рынок, где люди встречались, торговали друг с другом и обменивались новостями. Во времена царя Аретаса III Петра была похожа на римский город, в котором была священная зона или теменос -участок земли вокруг большого храма. Большой храм Петры назывался Каср-эль-Бинт и был одним из немногих отдельно стоящих зданий, которые уцелели и дожили до наших дней. Этот храм был построен во времена правления царя Обдоаса II (30 - 09 гг. до н.э.). Скоро независимости набатеев пришел конец. Римлянам нужна была Петра из-за выгодного положения города на перекрестке торговых путей. К концу первого столетия новой эры город со всех сторон окружала римская территория и в 106 году римляне заняли Петру. Петра процветала при римлянах, которые построили новые здания и улучшили почву для земледелия. Но после того, как римляне были вытеснены вторжениями из Персии (сегодняшнего Ирана) в третьем столетии, город стал менее важным и был постепенно забыт. 

 

Карта, показывающая главные торговые пути, проходящие вблизи или через город Петра 

Красно-розовый город 

Петра был повторно обнаружен в 1812 году Жан-Луи Буркхардтом, швейцарским исследователем. Он переоделся арабом, так что мог путешествовать незамеченным в тех районах, где прежде не ступала нога европейца. Буркхардт написал книгу, в которой описал удивительную поездку по ущелью Сик и открытию города в скалах. Вскоре после того, как его книга была издана, люди начали приезжать в Петру. Один из таких путешественников, художник Дэвид Роберте, нарисовал романтичные городские пейзажи, увидев которые, декан Бургон написал известную строчку Розово-красный город вполовину древний как время. На самом деле, скалы имели всевозможные оттенки красного цвета, но только не розового! Алоиз Музиль, австрийский профессор из Праги, провел первое настоящее исследование Петры и опубликовал результаты в 1907 году. С этого времени детальные археологические исследования проводились на месте. 

Древний водопровод 

Город Петра находился в пустыне, где всегда был недостаток воды. Набатеям была необходима пресная вода, не только для торговцев, которые проходили через город, но также для 20000 местных жителей. Однако, дожди здесь шли редко. Иногда по несколько месяцев стояла сухая погода, после чего были сильные ливни, которые превращали скалистые тропы в опасные бушующие реки. Воду нужно было собрать и сохранить, используя для своих нужд. Для этого набатеи среди холмов над городом построили водоем, называвшийся Аль Бирка (бассейн). От этого бассейна, вмещавшего 2500 кубометров воды (88,275 куб. футов) прорубленный в скалах канал переносит воду через акведук и подает вниз в город. Здесь вода стекала в другой резервуар, из которого забирали воду. Археологи обнаружили также трубы, при помощи которых вода попадала в город. Постройка такой системы была по тем временам невероятным достижением, и это означало, что в Петре всегда была вода как для путешественников, так и для местных жителей. 

 

Гробница в коринфском стиле 

Горшки для всех 

Набатеи были мастерами во многих отношениях. Они не только вырезали сам город и скульптуры Петры из голых скал и построили эффективную систему водоснабжения, но также были превосходными гончарами. Мы не можем сказать точно, где они приобрели эти навыки, но все это было, конечно, до того, как пришли римляне. Недавно в Петре были найдены наба-тейские обжиговые печи, заполненные горшками для обжига. Рисунки на глиняной посуде уникальны, и очевидно, взяты из природы. Тонкие, изящные фарфоровые изделия с листьями и ветвями, раскрашенные в мягкие цвета, выглядят до странности современно. 

Боги Петры 

Набатеи поклонялись своим собственным богам, но нам известно о двух из них. Кроме царей, известны два бога. Главный бог Петры-Дусарес, как предполагается, был богом привилегированных классов и изображен в виде простых необработанных каменных глыб, которые и сегодня можно встретить в Петре. Набатеи поклонялись также богине Аль Уцца, которую они, вероятно, принесли с собой в Эдом. Она могла быть богиней простых людей и пастухов. 

 

Категория: Библейские земли | Добавил: ms (02.01.2012)
Просмотров: 2441
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2025
Освальд Чеймберс
Статьи Корисна книга -Христианский магазин в Киеве
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Бесплатный конструктор сайтовuCoz