Суббота, 05.07.2025, 05:52
Сайт Киево-Троещинской церкви ЕХБ
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Я.Ру

Христианский магазин

Христианский магазин по продаже книг, открыток, сувениров с христианской символикой в Киеве. Скидки.

добавить на Яндекс
Духовное пение
Вконтакте
Block title
Фотограии
 Каталог статей
Главная » Статьи » Богословие » Библейские земли

Богаскей и Карнак.

Богаскей. Турция, около 1700-1200 гг. до н.э. 

Из своей укрепленной столицы, расположенной высоко в горах Анатолии, мощные хеттские воины вели борьбу с окружавшими их врагами. 

На высоком плоскогорье в центре Анатолии в Турции жил воинственный народ хеттов. Это не те хетты, о которых мы читали в Библии; они пришли с территории современной Сирии. Хетты Анатолии были людьми невысокого роста и крепкого телосложения. Своего расцвета они добились в период между 1700 и 1200 годами до н.э. В Анатолию они пришли примерно в 2000 году до н.э. Здесь было открытое ветреное скалистое место с холодной и снежной зимой и горячим сухим летом, а весной шли ливневые дожди. Почему они выбрали такое негостеприимное место? О хеттах мы знаем по письменным документам, оставшимся после них. Они были такими же суровыми, как скалистые горы, в которых они жили. Горы Анатолии имели одно важное преимущество - здесь легко было защищаться от нападений врагов. Именно поэтому столица хеттов, город Бо-гаскей был построен в гористом месте. 

Хетты использовали денежную единицу, называемую серебряным шекелем, на которую можно было обменивать товары. Два чиза приравнивались к одному шекелю. Лохань масла стоила два шекеля. 

Каменная твердыня 

Приблизительно до 1650 года до н.э. город назывался Хаттусас или Хатту-ша, он стоял на том месте, которое потом стало городом Богаскей. Вождь хеттов Лапарнас понял, что Хаттусас занимает очень прочное и выгодное положение, так как с севера и юга его окружают отвесные скалы. Он перестроил крепость, которая стояла здесь, добавил толстые стены и построил дворец. Он сделал этот город своей столицей, а самому себе присвоил имя царя Хаттусили I. Так было создано Древнее Царство хеттов и было положено начало длинной династии царей, правивших из Богаскёя. Следующие цари расширили город и его укрепления, и Богаскей стал одним из самых замечательных городов древних времен. Хеттские цари управляли большей частью Анатолии, но их царство было со всех сторон окружено врагами, которые постоянно угрожали вторжением. Хетты всегда были в состоянии войны со своими соседями. О некоторых их врагах мы знаем из хеттских документов, хотя и неизвестно, откуда эти враги приходили. 

 

Древняя цитадель Хаттусаса Богаскей находилась в Турции. В наше время в современный город Богаскей можно попасть из Анкары 

Загадочные цари 

Богаскей был хорошо укреплен для защиты от вторжения врагов. Стены разделяли город на сектора, которые было легче защищать, а царский дворец был окружен стеной, которая отделяла его от всей остальной части города. Такое расположение дворца отдаляло царя от своего народа. Простые люди думали о нем как о загадочном, богоподобном существе, обладающем огромной властью над ними. Вокруг дворца были построены здания, где жили слуги царя. Известно, что у него было очень много прислуги: пажи, привратники, придворные, камергеры, врачи, чтецы молитв и личные телохранители. Всех этих людей нужно было кормить, поэтому в домах вокруг дворца были кухни, кладовые, а также маслобойня. 

 

Царские ворота в городских стенах 

Город, разделенный на классы 

В период расцвета города здесь было достаточно зажиточное общество. Население тогда составляло примерно 30000 человек и все они жили за пределами стен, окружавших царский дворец. Люди жили в домах различных размеров и форм, в зависимости от социального положения. Внизу социальной лестницы находились рабы, чуть повыше находились крестьяне -они возделывали землю, выращивая ячмень, полбу (пшеницу-двузернянку), фрукты, бобы, маслины, лук и лён. Они держали также рогатый скот и овец, занимались пчеловодством. На следующей ступеньке находились ремесленники: гончары, плотники, портные, которые пряли и шили одежды из льна, выращенного крестьянами. Ткань использовалась для изготовления одежды. Хеттские скульптуры дают нам полное представление о том, как люди того времени одевались. В повседневной жизни мужчины одевали туники до колен, а по особым случаям носили длинные мантии. Примерно также одевались и женщины, а зимой дополнительно одевали длинные теплые плащи. 

Вершина груды 

Выше ремесленников на социальной лестнице находились высокие государственные чиновники и знать. Дворянство давалось людям за клятву верности царю и за службу в армии во время войны. Когда хетты захватили соседнюю страну, царь назначил одного из своих дворян губернатором. Дворянин мог извлекать прибыль из отданной ему земли, но за это он должен был платить дань и делать отчисления на содержание армии. Деньги, собранные с дворян давали возможность царю содержать, в случае необходимости, хорошо организованную армию численностью около тридцати тысяч человек. 

Разрушенная мощь 

Из глиняных табличек, найденных в Богаскее, мы знаем, что законы помогали хеттам управлять своим царством. Но их главными заботами были отражение нападений врагов и сохранение контроля над Анатолией. Они постепенно теряли свою мощь, в то время как ассирийцы и другие враги хеттов начали захватывать важные части страны. Примерно в 1200 году до н.э. уже ослабленное царство хеттов, было завоевано народом газга, вторгшимся с севера. А в 1180-х годах до н.э. Богаскей был сожжен дотла. 

Бог погоды Тешуб 

Царем богов в хеттской религии был Тешуб - бог погоды. Согласно легенде, Тешуб стал царем богов, сменив своего отца Кумарби. Кумарби был очень этим недоволен. Он создал огромное каменное чудовище Улликумми, чтобы уничтожить бога погоды. Тешуб увидел это огромное существо поднимающимся из морских волн и решил сразиться с ним, но оказался бессилен в борьбе против Улликумми. Чудовище прогнало Тегауба из города. Тогда он обратился за помощью к Эа -богу мудрости. Эа приказал ему взять с собой медную пилу, которая использовалась для разделения небес и земли и этим оружием он смог разрубить голову чудовища. Королевой, женой Тешуба была богиня Хебат, иногда ее называли Аринной - богиней солнца. 

 

Тешуб, резьба по дереву 

 

Цитадель 

На этой иллюстрации вы можете видеть остатки мощных стен, окружавших город. Стены были наклонными, чтобы затруднить нападавшим возможность взобраться по ним или атаковать пробивающими таранами. Прорытые под стенами туннели позволяли хеттам проползти по ним и атаковать нападающих сзади. Улицы города были прямыми и тщательно спланированными. Дома были построены из грязевого кирпича, с маленькими окнами и плоскими крышами, сделанными из высушенной грязи и покрытыми хворостинами, положенными поперек деревянных брусьев. Дворец был похож на небольшой городок. Семья царя жила в апартаментах, окружавших внутренний дворик, а для церемоний имелось специальное здание.  

Резные ворота ведут в город. На вершине холма, за другими стенами, находились дворцы и замки. 

Битва при Кадеше 

Самая знаменитая победа хеттов была одержана над египтянами в битве при Кадеше. Это сражение произошло примерно в 1286 году, когда хеттское царство уже теряло свою мощь. Бога-скёй уже был разграблен народом газга. Хеттский царь Мутваллис только что отразил одно нападение, как началось новое. На этот раз через территорию Северной Сирии к хеттскому царству приблизились египтяне. Царь и его армия встретили египтян, которыми командовал Рамсес II, около города Кадеш в Сирии. Мы знаем об этом сражении из египетских источников, в которых отмечалось, что хетты были очень искусны в военном деле. Они послали Рамсесу ложные сведения о расположении своих войск и затем выиграли сражение при помощи хорошо подготовленной атаки колесниц. Однако много других врагов уже ждали своей очереди вступить в схватку с хеттами. Ассирийцы и другие соседние народы уже были готовы к борьбе за власть. Даже несмотря на то, что позже хетты заключили союз с Египтом, когда дочь царя Хаттусили III вышла замуж за Рамсеса, было уже слишком поздно и это не помогло сохранить империю. 

 

Битва, изображенная египетским художником 

Борьба за трон 

Первые хеттские цари были военачальниками, но их властные позиции были не очень прочными. Часто возникали мятежи и убийства, поскольку знать постоянно боролась за власть. В 1500 году до н.э., во времена правления царя Телепинуса, правила правления для вступающих на трон были закреплены законом. С тех пор царь получил полную власть над своим народом. Он был верховным главнокомандующим, главным судьей и контролировал все аспекты жизни страны. Царь и царица должны были присутствовать на больших религиозных торжествах и других важных церемониях. Царица также по праву обладала значительной властью. Она играла важную роль в церемониях и в управлении страной. Если царь умирал раньше нее, то царица управляла государством одна. Некоторые царицы обладали очень большим влиянием. 

 

Хеттские королевы отождествлялись с Хебат - богиней солнца 

Великолепные металлические изделия 

Хетты были искусными ремесленниками по работе с металлами и поэтому они стремились контролировать страны, где были значительные запасы металлических руд. Первый из царей Древнего Царства, царь Хаттусили I, вторгся в Арзаву - древнее государство, находящееся в другой части Анатолии, в которой были значительные запасы олова. Хетты также делали изделия из меди. С течением времени, когда ассирийцы установили контроль над землями вокруг верхнего Евфрата, возникла угроза для их снабжения металлами. На этих землях находились медные рудники, из которых хетты добывали большую часть медной руды. Тогда хеттский царь Тудхалияс IV вторгся на Кипр, что дало ему новый источник получения меди. Другим важным металлом было железо, особенно на закате империи. Хетты считаются одними из первых в мире народов, которые начали обрабатывать железо и делать из него различные изделия. Железо отличается большой прочностью и его трудно расплавить, чтобы изменить форму сделанной из него вещи. Его расплавляли поблизости от железных рудников, в которых оно было обнаружено. Затем его перевозили в кузницы Богаскёя, где делали инструменты, оружие и доспехи. 

 

Оружие хеттов 

Забытое царство 

Еще 150 лет назад никто не слышал о хеттах и их горном царстве. Французский путешественник и художник Шарль Тексье посетил Турцию в 1834 году и обнаружил Богаскёй, однако царство хеттов оставалось загадкой до начала нынешнего столетия. Затем в 1906 году немецкий археолог, доктор Хуго Винклер сделал поразительное открытие во время раскопок вместе с турецким археологом, доктором Теодорой Макриди. В развалинах цитадели в Богаскёе они откопали тысячи глиняных табличек, покрытых клинописными письменами. Эти таблички описывали город, который когда-то стоял на этом месте, и людей, живших в нем. Были таблички, описывающие существовавшие законы и системы покупки и продажи товаров. В процессе работы археологов история этого неизвестного народа постепенно стала раскрываться перед ними. И она до сих пор не завершена. Мы не можем сказать точно, откуда пришли хетты или точное число правивших у них царей, однако, новые находки еще ждут своей очереди. Сегодня здесь находится небольшой музей в современной деревне Богаскёй, которая расположена примерно в 128 километрах к востоку от Анкары. На развалинах цитадели обнаружены стены и фундамент зданий, по которым можно судить, как проходило строительство в этих скалистых горах. Другие находки хеттской империи, обнаруженные на этом месте, сегодня хранятся в музеях Анкары и Стамбула. 

 

Огромные статуи и гигантские колонны, покрытые резными украшениями и изображениями, окружают огромный внутренний двор храма, возвышаясь над головами жрецов и слуг, которые проходят здесь, направляясь по своим повседневным делам. 

Карнак. Египет, около 1480-1080 гг. до н.э. 

Тяжеловесные храмы и вздымающиеся вверх колонны делают Карнак одной из самых интересных достопримечательностей Египта. Но кто посещал эти храмы? Что мы знаем о тайных церемониях, проходивших за этими древними стенами? 

Когда люди думают о древнем мире, одно из первых мест, которое приходит им на ум - это Египет. Здесь очень много удивительных творений рук трудолюбивого народа, который создавал изумительные по красоте сооружения и строил поражающие воображение храмы и всевозможные монументы. Но даже среди всего этого богатства самых очаровательных и великолепных сооружений, Карнак занимает особое место. Карнак - это храм, который строился в честь бога Амона, но он стал чем-то значительно большим, чем просто храм. Это целый религиозный комплекс, где есть огромные залы для проведения церемоний и специальные улицы для процессий, за которыми наблюдают сфинксы. По всей вероятности, Карнак был одним из самых главных храмов древнего Египта. 

Крыша Великого Гипостильного Зала поддерживается 134 каменными колоннами. Внутри этого зала мог бы легко поместиться парижский собор Нотр-Дам. 

Новое царство 

Период египетской истории между 2050 и 1780 годами до н.э. известен как Среднее Царство. Фараон управлял всем Египтом, а во главе провинций стояли местные управляющие, которые полностью подчинялись фараону. Среднее Царство закончилось, когда мощные соперничающие группировки начали бороться за власть друг с другом. Самыми удачливыми среди них были гиксосы - народ, пришедший сюда из Палестины или Сирии и осевший у дельты Нила. Гиксосы постепенно завоевывали Египет. Единственное место, которое выстояло в этой борьбе - это Фивы, город в Верхнем Египте. Фивяне отбили натиск гиксосов, а примерно в 1550 году до н.э. фивский принц Яхмос снова объединил Египет и основал Новое Царство. Его столицей стали Фивы. Фивские цари начали строить новую империю, укрепляя связи между провинциями по всему Египту, а заодно захватывая города-государства в Сирии, Ливане, Израиле и Иордании. По мере роста империи фараонам требовалось все больше и больше чиновников и наместников для управления различными ее частями. Своих администраторов они выбирали среди жрецов и писцов, поэтому не удивительно, что религия в империи играла столь большую роль и что комплекс Кар-нак был построен поблизости от Фив. 

 

Карнак находится на восточном дерегу Hилa, в 600 километрах к югу от Каира, столицы Египта. Поблизости расположен современный город JIукcop, построечный на месте древнего города Фивы. 

Замок Амона 

Карнак стал священным местом еще до того, как было создано Новое Царство. Археологи обнаружили, что храмы существовали здесь во времена правления царя Синвосра I (1971 - 1926 гг. до и. э.). Но именно в период развития Нового Царства Карнак стал религиозным центром Египта. Египтяне поклонялись сотням богов, но одним из самых важных был Амон - бог солнца. Солнце играло решающую роль в жизни египтян, поскольку от него зависел урожай зерна, и египтяне поклонялись нескольким различным богам солнца. Однако Амон был самым могущественным; во времена правления Синвосра ему был присвоен титул Царя Богов. Амон оставался главным богом солнца в течение сотен лет. 

Освященный зал 

Карнак достиг пика своего развития в период правления Рамсеса II (1290-1224 гг. до н.э.) - того самого фараона, который сражался с хеттами в Кадеше. Рамсес был одним из самых долгих правителей Египта, и этот период был отмечен созданием многих строительных и архитектурных проектов. Он расширил храм Амона в Карнаке и завершил Великий Гипо-стильный Зал - один из крупнейших в мире одиночных залов, которые когда-либо были построены. Строительство Великого Гипостиль-ного Зала началось еще во время короткого правления Рамсеса I (1307 -1306 гг. до н.э.) и было продолжено его сыном Сети I (1306 - 1290), однако все же не было завершено. Строительные работы были закончены при Рамсесе II, так что именно ему принадлежит заслуга в строительстве этого зала! 

Святой, высокий и сильный 

Жрецы были одними из самых могущественных людей в Египте. Очень часто храмы были закрыты для всех, кроме царя и жрецов. Люди верили, что жрецы имеют особые отношения с богами, а поскольку фараон сам был богоподобным существом, они имели такие же отношения и с фараоном. Еще одним фактором, который давал большую власть жрецам, была огромная свита Амона. Они молились по всему Египту и тысячи людей работали в храмах в качестве слуг бога. И действительно, найдены папирусы времен Рамсеса III, в которых говорится о том, что у Амона было более 80 тысяч слуг и рабов. Храмам принадлежали огромные участки земли, а также рогатый скот и другие животные, которые приносились в жертву Амону. В руках жрецов было все богатство храмов, что делало их еще более могущественными. 

Жрецы - фараоны? 

Полное согласие между фараоном и жрецами способствовало спокойному развитию государства и усилению позиций Египта во всем мире. Но временами жрецы пытались захватить власть в свои руки. В 1080 году до н.э. Верховный Жрец Амона Хрихор объявил себя царем и попытался сделать Египет религиозным государством. Резные барельефы на стенах Карнака изображают Хрихора делающим жертвоприношения богам. Хрихор изображен стоящим на том месте, где обычно находился фараон. Действия Хрихора ослабили положение Египта. Это обстоятельство, а также тот факт, что Египет начал терять контроль над богатыми провинциями, например, Нубией, привело к нескольким вторжениям в эту страну врагов. Египет вслед за Ливаном был захвачен кушитами и ассирийцами. С этого времени Египет никогда не был по-настоящему независимой страной, а всегда подвергался агрессии. 

Местный бог делает добро 

Амон вначале был богом одной провинции Фивы и ко времени создания Нового Царства стал одним из национальных богов. По мере того, как Фивы превращались в мощный город, все большее и большее влияние приобретал и Амон, пока не стал самым главным богом Египта. По мере того, как он приобретал все большую значимость, его изображение менялось. Во времена Среднего Царства он был богом-создателем, и его изображали в виде гуся, а затем в виде барана. Иногда его представляли в виде человека с бараньей головой. На вершине своего могущества Амон стал богом солнца и богом фараонов. На некоторых изображениях он показан в виде человека, носящего корону и держащего скипетр и анх - египетский символ жизни. На более поздних изображениях он показан охраняющим фараона. 

 

Карнак - замок Амона 

Замок состоит из нескольких внутренних дворов. В каждый из них можно попасть через ворота, называемые пилонами. Перед каждым пилоном развевался флаг. Во внутренних дворах располагались залы для религиозных церемоний - они назывались гипостилъными залами, потому что их крыши поддерживались большим числом колонн (стилос -это греческое слово, означающее колонна). Храмовый комплекс в течение сотен лет перестраивался и дополнялся. Если пройти через весь комплекс, можно обнаружить и более древние участки. Сегодня посетители Карнака проходят через центральный пилон, который был построен позже, когда время фараонов уже закончилось. Во времена Рамсеса II можно было пройти через второй пилон. Он вел к Великому Гипостильному Залу (наверху слева), который занимал площадь около 5000 квадратных метров. В задней стене есть третий пилон. Это был центральный вход во времена правления Аменхотепа III (1391 - 1353 гг. до н.э.). Еще дальше, с задней стороны, имеются еще три пилона, которые ведут к более древним частям храма. Самая древняя часть была построена Тутмосом III (1479 - 1425 гг. до н.э.). Развалины Карнака представляют собой впечатляющую картину, но археологи хотят полностью восстановить комплекс. Так выглядел храм во времена правления Рамсеса П. 

 

Ритуал богослужения 

Простые люди ходили в большие храмы довольно редко. У каждого в доме находилось священное место, которое принадлежало покровителям дома и местным богам. В большие храмы разрешалось входить только фараону и жрецам. Египтяне верили, что боги будут покровительствовать им, если им делать жертвоприношения. Резные изображения на храме показывают нам, как выглядел главный ритуал, в котором участвовал жрец. Сначала он принимал ванну со святой водой, а затем шел через храм к святому месту. Здесь стояла статуя бога. Жрец делал помазание статуи маслом и одевал его в красивые одежды. Затем перед статуей раскладывалась пища и жрец уходил от святого места. Когда он возвращался, то за собой подметал пол, стирая следы от ног. Жрецов не заботил тот факт, что боги никогда не ели предложенной пищи. Это просто означало, что они счастливы. Затем пища убиралась и отдавалась жрецам в качестве оплаты. 

 

Статуя, найденная в Карнаке 

Бог на земле 

На протяжении всей египетской истории фараон считался чем-то большим, чем просто человек. Он был богом, принявшим человеческий облик и спустившимся на землю. Люди верили, что он отвечает за весь порядок во вселенной, включая смену погодных сезонов, законы природы и движение звезд на небе. Он был единственным человеком, который мог общаться с богами, поэтому он должен был выполнять надлежащие церемонии и делать жертвоприношения, чтобы боги смотрели на Египет благосклонно. Когда рабочие строили храм или пирамиду для фараона, они верили, что делают Египет более прекрасным в глазах богов. В Карнаке царь Тутмос III поставил собственную статую рядом со статуей Амона в той части храма, которая была открыта для посещения простым народом. Тем самым людей принуждали молиться за царя-бога так же, как и за самого бога. На настенном рисунке слева изображен царь Аменофис III, делающий жертвоприношение своему собственному изображению в виде бога. 

 

Аменофис делает жертвоприношения 

Низложение Амона 

В царствовании Амона в качестве Царя Богов было несколько перерывов. Самый известный произошел во время правления Эхнатона (1353 -1335 гг. до н.э.), которого вначале звали Аменхотепом IV. Когда Эхнатон вступил на трон, он заявил, что все египетские боги являются ненастоящими, за исключением одного бога солнца. Но это не Амон-Ра. С этого времени следует поклоняться только Атону - богу солнца из более древних времен. Такое решение привело к восстанию. Чиновники Эхнатона закрыли храмы и выгнали жрецов. Монументы, статуи и любые другие изображения богов, включая Амона, были уничтожены. Атон изображался в виде огромного солнца, посылающего свои лучи на головы людей. Царь придумал новые ритуалы и церемонии для своего бога и изменил собственное имя с Аменхотепа (что означало Амен доволен) на Эхнатон (с Атоном хорошо). Он даже перенес столицу в город Эхтатон (горизонт Атона), который сейчас называется Телль-эль-Амарна. Большинство египтян были недовольны изменениями в церемониях богослужения. Этот период продлился недолго. Когда Эхнатон умер, его место занял юный царь Тутанхамон, который вернул Амона, других богов и начал восстанавливать разрушенные храмы и монументы. 

 

Эхнатон делает жертвоприношения богу Атону 

Восстановление руин 

Карнак был очень велик и никогда не был погребен и спрятан под слоем песка, как это происходило со многими другими древними постройками. Однако, к концу девятнадцатого века большая часть его была разрушена. В 1895 году французский археолог Жорж Легрен начал огромную работу по расчистке завалов, возвращению колонн в вертикальное положение и восстановлению разрушенных участков. В процессе этой работы он обнаружил множество скульптур, барельефов и других предметов, которые были погребены под слоем песка и в разрушенных зданиях. Французские археологи и приятели Анри Шеврие и Пьер Лако продолжили работу Легрена, а впоследствии и много других археологов вели раскопки на этом важном участке. Даже несмотря на чрезвычайно кропотливую работу, в истории Карнака остались белые пятна. Например, никто не знает как выглядели флаги, которые вешались перед пилонами. Спустя 1000 лет от них ничего не осталось. 

 

Статуи Рамсеса, словно башни, нависающие над проходящими в храм, напоминали нубийцам, кто является их царем. Великий храм, находящийся за спиной статуй, был более доступным, чем большинство других египетских храмов, которые обычно были закрыты для простого народа. 

Категория: Библейские земли | Добавил: ms (02.01.2012)
Просмотров: 1766 | Комментарии: 3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2025
Освальд Чеймберс
Статьи Корисна книга -Христианский магазин в Киеве
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Бесплатный конструктор сайтовuCoz