О недопустимости развода
Что Бог сочетал, того да не разлучает!
Дорогие друзья, название этой темы затрагивает вопрос, который без преувеличения можно назвать "чумой нашего времени". Мы надеемся, что данное изучение поможет, ищущим правду, по-новому взглянуть на принципы семейной жизни. Да благословит вас Бог!
Около пятидесяти лет назад о разводах практически не было слышно, они существовали только среди особых слоев нашего общества; в церкви же их вообще не существовало. Когда мы сравниваем современную церковь с той церковью, которая существовала 50 лет назад, мы просто поражаемся тем многочисленным проявлениям этого ужасного явления. В наши дни развод считается общепринятым, почти в каждой церкви можно встретить разведенных людей, причем не только среди прихожан, но и среди пасторов и диаконов церкви. Установление о браке разрушено до основания. Почему это произошло? Неужели церковь, которая существовала более пятидесяти лет назад, неправильно понимала Библейские постановления о браке и разводе?
Окружающая нас обстановка просто ужасна, мы видим состояние и проблемы тех, кто уже пережил развод, и тех, кто на пути к разводу, и неописуемую трагедию детей, которые являются жертвами несчастных браков. Одновременно с разрушением института семьи пришли различные сексуальные желания и извращения; глядя на окружающий нас мир, создается такое впечатление, что Содом, который был столицей извращений и похотей, переселился в другое место. Размеры и ужас этой проблемы не могут быть преувеличены; брак связан непосредственно с семьей, а семья является основой общества. Семья является фундаментом каждого народа. Разрушение семьи ведет к разрушению нации, поэтому очень важно найти правильное решение для предотвращения этой ужасной язвы, распространившейся по всему миру.
Мы начнем наше исследование этого вопроса с принципа, который заключается в том, что Библия является абсолютной истиной, таким образом, ошибочным может быть только наше понимание Библии. На нас, христианах, лежит обязанность исследовать Писание, чтобы найти единственно верный и правильный ответ. О брачных взаимоотношениях Библия говорит довольно много, поэтому мы постараемся рассмотреть все эти места для того, чтобы найти истину.
Библия и развод
Мы отправляемся на поиск ответов на очень серьезный и сложный вопрос: познать истину, относящуюся к установлению о браке. Практически, в каждой христианской деноминации в наши дни придерживаются мнения, что при определенных обстоятельствах брак может быть расторгнут, а развод дает право на повторный брак; и подобные либеральные идеи пытаются подтверждать Словами из Библии. Многие пасторы считают, что обладают, данным им Богом правом, при определенных обстоятельствах разрешать развод и благословлять повторные браки. Что же говорит об этом Библия? Для того, чтобы понять Библейское учение о браке и разводе, мы должны прежде всего рассмотреть Библейские церемониальные законы, в которых впервые упоминается об этих понятиях и определить их взаимосвязь с современным миром и современной церковью. Дело в том, что в наши дни многие богословы считают, что церемониальный закон является основанием для разрешения развода и повторного брака. Неправильно понимая эти законы, они сделали из них карикатуру и используют это для оправдания разводов.
Что же такое церемониальные законы?
Христос, будучи на земле, часто говорил притчами, как написано в Евангелии от Марка 4. 34, "без притчи не говорил им"; иногда Он предупреждал людей, что говорит притчу, а иногда просто рассказывал историю, но читая об этом, мы понимаем, что это — притча. Свою речь Он часто начинал Словами: "Царство Небесное подобно..." В своей сущности притча, - это земная история с небесным значением, то есть это, взятая из жизни история, значение которой взаимосвязано с каким-то аспектом спасения; она может говорить или о каком-то аспекте смерти Христа, или о Его воскресении, она может указывать о значении веры в жизни верующих; или подчеркивать насколько это важно, распространять Евангелие или же говорить о суде. Ввиду того, что народ Израильский был неотъемлемой частью Евангельского повествования, многие притчи повествуют о Божьем плане с участием этого народа. Например, в Евангелии от Матфея 21. 33-45 записана притча о непокорных земледельцах; эта притча подчеркивает, что в свое время Царство Божие будет отнято от Израильского народа и отдано другому народу.
Этот же метод широко применялся и в Ветхом Завете, например, Бог часто использовал образы в церемониальных законах, которые раскрывали принципы поклонения Богу, а также в гражданских законах, которые были основой для разрешения различных гражданских дел. Эти законы богословы называли церемониальными, потому что на земном, или физическом уровне, они должны были буквально исполняться народом Израильским. Однако, они потеряли свое буквальное значение после смерти Христа, и теперь их необходимо рассматривать только с духовной стороны. Во время смерти Христа на кресте завеса, которая отделяла в храме Святое-святых от святилища, была разорвана надвое - это было прообразом, который указывал на окончание буквального исполнения церемониальных законов. С этого времени взгляд верующих должен быть направлен только на духовное значение этих законов.
В книге Деяний 15:28-29 записано решение, которое было выработано Новозаветной церковью относительно исполнения церемониальных законов верующими из язычников, давайте прочтем это место:
Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите; соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы.
Эти стихи довольно ясно показывают, что исполнение церемониальных законов закончилось, они охватывали очень широкий круг вопросов, включая постановление о жертвоприношениях, о строительстве храма, о земледелии, об одежде и так далее. И хотя народ Израильский должен был исполнять эти законы, они понимали, что эти буквальные законы были прообразами различных аспектов Божиего плана спасения. Этот принцип Бог подчеркивает и в послании к Колоссянам 2:16-17,
Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело - во Христе.
Среди церемониальных законов было также и несколько законов, касающихся вопросов брака, три из них были наиболее важными. Первое из этих постановление было дано народу Израильскому в то время, когда они вступили в землю Ханаанскую; оно записано в книге Второзаконие, в 7-й главе, со 2-го по 4-й стихи:
...и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их: тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их...
Первая часть этого установления говорит о духовном осуждении неспасенных в день суда, когда они будут осуждены верующими за свои грехи, об этом можно прочитать в Первом Послании к Коринфянам 6:2, а также в книге Откровение 2:26-27,
Разве не знаете, что святые будут судить мир...
Буквальное же значение этих стихов состояло в том, что Израиль должен был полностью уничтожить все народы, населявшие Ханаанскую землю. Вторая часть этого постановления указывает на духовный принцип, согласно которому верующие не должны вступать в брачный союз с неверующими. Израиль является прообразом церкви, а окружающие Израильский народ язычники являются прообразом мира с его соблазном и искушениями.
Бог запрещал Израильтянам жениться на женщинах из языческих народов, подобно этому, верующие не должны жениться на неверующих. В 11-м стихе 52-й главы книги пророка Исаии Бог говорит:
Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого; выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни!
В этом стихе Бог ясно говорит народу Израильскому, чтобы они отделяли себя от всего нечистого. Буквально, этот стих означал, что в случае их неповиновения сказанному в 7-й главе книги Второзаконие, и имея жен из других народов, отпустить их. Этот же вопрос очень ясно освещен в книге Ездры, в последних двух главах этой книги дается описание жизни Израильского народа в то время, когда Израильтяне под предводительством Неемии и Ездры возвратились в Иерусалим. Мы видим, что некоторые мужчины женились на языческих женщинах и имели от них детей. Давайте прочитаем со 2-го по 4-й стихи из 9-ой главы книги Ездры:
...потому что взяли дочерей их за себя и за сыновей своих, и смешалось семя святое с народами иноплеменными;...
В ответ на такое серьезное нарушение постановления, записанного в книге Второзаконие 7:2-4, вожди Израильского народа должны были принять важное и трудное решение; суть этого решения заключалась в том, что каждый Израильтянин, нарушивший повеление, женившись на иноплеменнице, отпустил ее, или, иными словами — развелся с ней. В Книге Ездры 10:2-3 об этом сказано так:
И отвечал Шехания, сын Иехиила из сыновей Еламовых, и сказал Ездре: мы сделали преступление пред Богом нашим, что взяли себе жен иноплеменных из народов земли; но есть еще надежда для Израиля в этом деле..., - и да будет по закону.
Принятое решение было согласно с законом, в книге пророка Исаии 52:11 говорится, что тот, кто связан с нечистым, должен отделиться от него; в этом случае все, кто женился на языческих женщинах, должны были отпустить их. Такое решение было принято Ездрой и другими вождями Израильского народа, которые знали и понимали закон. В книге Ездры 10:10-12 мы читаем:
И встал Ездра священник и сказал им: вы сделали преступление, взявши себе жен иноплеменных...
...и отвечало все собрание, и сказало громким голосом: как ты сказал, так и сделаем...
а в 16-м и 17-м стихах этой же главы записано следующее:
И сделали так вышедшие из плена. И отделены [на это] Ездра священник, главы поколений, от каждого поколения их, и все они [названы] поименно. И сделали они заседание в первый день десятого месяца, для исследования сего дела;
и окончили [исследование] о всех, которые взяли жен иноплеменных, к первому дню первого месяца.
Сравнивая установления, записанные в книге Второзаконие 7:2-4 и книге пророка Исаии 52:11, с последними двумя главами книги Ездры, мы видим, что в то время Библия допускала развод; если человек нарушал, описанное в книге Второзаконие установление и женился на языческой женщине, то закон, записанный в книге пророка Исаий говорил о том, что исправить положение можно было отделившись от иноплеменной женщины, то есть, разведясь с нею.
Духовное же значение этих двух постановлений имеет силу и сегодня, во 2-ом послании Коринфянам 6:14-17 Бог говорит;
Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Люцифером? Или какое соучастие верного с неверным?...И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я прииму вас...
В этом стихе, Бог недвусмысленно говорит, что верующие не должны соединять свою жизнь ни с чем, что принадлежит царству сатаны; это может привести к очень сложной и запутанной ситуации. Это подобно тому, как если бы мы соединились брачным союзом с миром. Если мы находимся в подобном состоянии, нам необходимо отделить себя от этого, - мы должны отвергнуть всякую нечистоту. Подобное отделение от мира, прообразом которого является развод, записано в последних главах книги Ездры. Что же тогда можно сказать о современных смешанных браках верующих с неверующими, во свете того, что Израильтяне должны были разводиться со своими языческими женами?
Читая Новый Завет, где употребляется слово Израиль, мы применяем это по отношению к церкви, то есть к собранию верующих. В Ветхом Завете Израильтяне не должны были вступать в союз с языческими женщинами; что же касается Новозаветного Израиля, то есть истинно верующих, то они не должны соединять свою жизнь с неспасенными людьми. Но говорит ли это о том, что верующие должны разводиться со своими неверующими супругами?
Ответ на этот вопрос записан в 1-ом послании к Коринфянам 7:12-13,
Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее...
Бог также отвечает на этот вопрос в 1-ом послании Петра 3:1, где Он говорит о жене, которая имеет мужа неверующего:
Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих приобретаемы были...
Здесь Бог говорит, что в подобных ситуациях развода быть не должно. Таким образом, установления, записанные в книге Второзаконие 7:2-4 и книге пророка Исаии 52:11, не должны буквально соблюдаться новозаветными верующими, - в наши дни эти места Писания не являются основанием для буквального развода.
Духовное же значение этих двух законов имеет силу и в наши дни; любой человек, который увлечен чем-то мирским и привязан к чему-то мирскому, образно выражаясь, связан брачным союзом; и поэтому должен оставить свои привязанности и отделить себя от всякой нечистоты. Иными словами, до времени креста Христова, Библия требовала, чтобы все, кто нарушал установление, записанное во Второзаконии 7:2-4, разводились со своими языческими женами. Однако, после креста Христова буквальное значение этого закона завершилось, подтверждением чему могут служить такие места Писания, как 1-е послание к Коринфянам 7:12-13, 2-е послание к Коринфянам 6:14-17, 1-е Петра 3:1.
Наказание за прелюбодеяние - смерть.
Второй церемониальный закон, имеющий отношение к брачному союзу, записан во Второзаконии 22:22,
Если найден будет кто, лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих...
Закон Божий требовал, чтобы как мужчина, так и женщина, вступившие в небрачные отношения, оба были преданы смерти. Это ужасное наказание должно было совершаться буквально; духовное же значение этой заповеди объясняется в Новом Завете, где тот же самый закон указывает на духовный брак, об этом говорится в послании к Римлянам 7:1-4, где мы читаем:
Разве вы не знаете, братия, - ибо говорю знающим закон, что закон имеет власть над человеком, пока он жив?...
В духовном смысле каждый человек связан узами с Законом Божиим, этот "брак” был совершен без воли человека. Более того, это брак, в котором Бог соединил две стороны неразделимым союзом, - с одной стороны выступает закон, а с другой стороны человек. Никто не способен разъединить этот союз, потому что он соединен Самим Богом; несмотря на возникающее у нас иногда желание и мечты стать свободными, - мы не способны освободиться от этого духовного союза.
Этот союз заключен между совершенным "мужем” и очень "несовершенной женой”; где муж - это Закон Божий, который является безупречным супругом, а «жена” представляет человека, виновного в прелюбодеянии. Закон выступает в роли мужа, потому что 1-й стих 7-й главы послания к Римлянам говорит, что закон имеет над человеком власть; в любом браке мужчина является главой жены и жена должна ему подчиняться, поэтому в духовном брачном союзе мы должны подчиняться Закону Божиему, который является нашим духовным мужем. Всякий раз, когда мы согрешаем, мы вовлечены в духовное прелюбодеяние и, таким образом, нарушаем нашу верность нашему духовному мужу. И тем не менее, Закон Божий, выступающий в роли Духовного Мужа, не может развестись со своей неверной женой, потому что они соединены Богом.
В Мар.10:2-12 мы читаем:
Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. В доме ученики Его опять спросили Его о том же. Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.
...итак, они соединены Богом и человек не должен это нарушать. Бог относится к этому принципу настолько серьезно, что это показано на примере того, что совершенный муж, прообразом которого является Закон Божий, не может развестись со своей прелюбодейной женой.
О духовном прелюбодеянии также говорится в послании Иакова 4:4,
Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу
В этом стихе Бог ясно говорит о прелюбодейной природе человечества, потому что оно живет в духовном прелюбодеянии по отношению к Закону Божию, с которым связано брачным союзом. О прелюбодейном состоянии человечества Иисус также говорит в 38-м стихе 8-й главы Евангелия от Марка:
Ибо, кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
Прелюбодейный и грешный род, о котором говорит Иисус, включает в себя все человечество на протяжении всей истории существования. В 17-й главе книги Откровение описывается царство сатаны, которое отождествляется с блудницей, где гражданами этого царства являются все неспасенные. По своим грехам каждый человек живет в духовном прелюбодеянии, подобно блуднице, то есть, каждый его грех, является актом духовного прелюбодеяния.
Однако, несмотря на то, что Закон Божий (прообраз мужа), не может развестись с прелюбодейной женой, (прообраз всего человечества) - выход из этого союза все же существует. По закону за свое прелюбодеяние жена заслуживает смерть, в случае ее смерти супружеский союз аннулируется, а так как муж справедлив и свят, он выдвигает смертельное обвинение против своей прелюбодейной жены. Именно об этой смерти говорится в 22-м стихе, 22-й главы книги Второзаконие. Ветхозаветное установление требует, чтобы как прелюбодейная жена, так и тот, с кем она вступила в прелюбодейную связь, были побиты камнями. Духовное же значение этого ужасного наказания гораздо серьезнее, потому что муж, то есть Закон Божий, требует смерти, которая заключается в вечном осуждении; брак между нами и Законом Божиим закончится только тогда, когда мы проведем вечность в аду.
Что Бог сочетал, того человек да не разлучает!
Физическая смерть не является окончанием духовного замужества; в последний день, когда все неспасенные будут подвержены вечному осуждению, духовный муж, которым является Закон Божий будет духовным обвинителем. Закон Божий действует даже в аду, он требует совершенного наказания, которое означает вечное пребывание под гневом Божиим; но так как вечность не имеет конца, то брачный союз никогда не имеет конца. Именно об этом предупреждает церемониальный закон, записанный во Второзаконии 22:22. С момента, когда Христос умер на кресте, более не требуется исполнять церемониальные законы. Подтверждение мы находим в описании события, когда Христос разговаривал с женщиной, взятой в прелюбодеянии, о чем говорится в Евангелии от Иоанна 8:1-11. Согласно закону, записанному в 22-й главе книги Второзаконие, ее должны были побить камнями, но Иисус, Который является Вечным Богом, отменив этот закон, - отпустил эту женщину, сказав, чтобы она больше не грешила.
Духовное значение 22-го стиха, 22-й главы книги Второзаконие имеет значение и в наши дни, это подтверждается сказанным в послании Римлянам 7:1-4, где подчеркивается, что мы отчаянно нуждаемся в Спасителе. Ветхозаветное установление требует, чтобы как прелюбодейная жена, так и тот, с кем она вступила в прелюбодейную связь, были побиты камнями. Употребленное в послании Римлянам 7:2 слово "привязана" имеет очень важное значение, оно переведено от греческого слова "део" и переводится как "связаны вместе". Например, в 3-м стихе 5-й главы Евангелия от Марка оно переведено как "связать", а в 4-м стихе, как "скован", "...он имел жилище в гробах и никто не мог его связать даже цепями...".
В повествовании о находящемся в темнице Петре, в 6-м стихе 12-й главы Книги Деяния это слово также переведено как "скованный"; слово "део" в Библии встречается неоднократно, и всегда употреблено в смысле "связан”. Это же слово употреблено Богом и при описании взаимоотношений между мужем и женой, что подтверждается сказанным во 2-м стихе 7-й главы послания Римлянам и в 39-ом стихе, 7-й главы 1-го послания Коринфянам, где говорится, что жена связана законом, доколе жив муж ее; в 27-м стихе той же 7-й главы сказано так:
Соединен ли ты с женою? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены.
Связь между женой и мужем прекращается только со смертью одного из супругов, о чем очень ясно говорится во 2-м и 3-м стихах, 7-й главы послания Римлянам. А в 4-м стихе, 7-й главы послания Римлянам, Библия открывает, как мы можем освободиться от нашего духовного брачного союза с Законом,
Так и вы, братия мои, умерли для закона Телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.
Как же мы должны понимать выражение "умерли для греха Телом Христовым"? Смерть, которой требует наш духовный муж - Закон Божий, заключается в вечном осуждении; именно такую смерть и перенес Иисус Христос, когда взял на Себя наши грехи. Он был обвинен в наших грехах и Бог излил на Него Свой гнев, как наказание за все эти грехи; это наказание равнозначно тому наказанию, которое мы должны были бы испытывать на протяжении всей вечности. 4-й стих 7-й главы говорит, что Христос воскрес из мертвых, и это является доказательством того, что требуемое Законом наказание было удовлетворено. И так как грехи верующих полностью оплачены - это значит, что каждый верующий фактически умер по отношению к своему бывшему мужу, то есть Закону Божию.
Закон не имеет больше власти над верующим, потому что он умер для него; с этого времени верующий человек является новым, рожденным свыше творением, он свободен соединить свою духовную жизнь со Христом. Библия говорит, что становясь спасенными, мы становимся Невестой Христа. Бог соединяет верующего со Христом вечным неразрывным союзом, который не может отменить. Даже смерть не способна отменить этот союз, потому что она не имеет власти ни над Христом, ни над верующими. Более того, Христос не может развестись с верующими, даже тогда, когда они могут быть вовлечены в духовное прелюбодеяние. Подобно тому, как Закон Божий не в состоянии развестись со своей прелюбодейной женой, так и Христос не может развестись со Своей Невестой. Именно поэтому, прелюбодеяние не является причиной для развода; то, что сочетал Бог, человек не в состоянии разделить - этот брак отменяется только со смертью одного из супругов.
Не правда ли, просто удивительная милость Божия? Отныне, Закон Божий не является для верующего человека духовным «мужем» и больше не обвиняет его. Он не может больше угрожать смертью. Однако, это совсем не означает, что мы больше не имеем к нему никакого отношения. Напротив, теперь Закон Божий стал нашим другом, он показывает нам как мы можем испытывать самое высокое наслаждение в наших взаимоотношениях с нашим Новым Мужем - Иисусом Христом. Бог использует брак между Законом Божиим и человечеством, а также между Христом и Его Невестой, для того, чтобы мы могли понять принципы человеческого брака; а поскольку верующих можно встретить в любой нации, и учитывая то, что после креста Израиль потерял свое духовное преимущество - этот закон больше не применим по отношению к браку между людьми различных национальностей.
Брак Бога с Израилем.
Третий церемониальный закон, имевший отношение к браку и разводу, записан в Библии для того, чтобы указать на духовный брак между Богом и Израилем; этот брак не имеет ничего общего с браком между Законом Божиим и человечеством. Со времени Авраама и до Христа, израильский народ являлся представительством Царства Божия на земле. Брачный союз был заключен Богом с израильским народом, который являлся прообразом и тенью духовного Израиля - Вечной Невестой Христа. О духовном союзе между Богом и Израилем мы знаем из тех мест, в которых Бог упрекает Израильский народ за его неверность, например, в 14-м стихе 3-й главы книги пророка Иеремии Бог говорит:
Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочатался с вами...
Этот союз был заключен со всей нацией, а не с отдельным человеком, который в свою очередь, состоял в брачном союзе с Законом Божиим. Неверность Израиля проявлялась на протяжении всей истории его существования, что выражалось в уклонении от истины и служению иным богам. Что же должен был делать Бог с этой неверной женой? Согласно закона, она заслуживала смерть, но Бог не мог уничтожить этот народ, потому что через него должен был прийти Христос; более того, Израильский народ был прообразом Новозаветной церкви.
Божий план заключался в том, чтобы использовать Израиль как пример Божественного долготерпения и милости; в 13-й главе Евангелия от Луки, в притче о бесплодной смоковнице Бог показывает, что Он терпеливо ждал от этого народа плода, и поэтому не рубил ее, давая им еще один шанс.
В наши дни Израиль является жизнеспособной нацией, он будет уничтожен только в том случае, если не принесет плода; по этой и, возможно, другим причинам Бог решил не уничтожать народ Израильский, а просто прекратить с ним Свой духовный союз, что и произошло на кресте. Но для того, чтобы осуществить этот разрыв, Бог предложил еще один церемониальный закон, который разрешает развод. Закон дается Богом и поэтому Он имеет право давать любой закон, какой Он хочет; однако, какой бы закон не был издан, Он Сам соблюдает его будучи совершенно Праведным.
В 24-ой главе книги Второзаконие, в первых четырех стихах, Бог помещает закон, который разрешает развод. Этот закон разрешает мужу разводиться с женой в том случае, если он найдет в ней что-то нечистое. Позже мы увидим, что это относится к прелюбодеянию. Этот закон давал возможность Богу развестись с Израилем, о чем очень ясно говорится в 1-м стихе 50-й главы книги пророка Исаии:
Так говорит Господь: где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее? или которому из Моих заимодавцев Я продал вас? Вот, вы проданы за грехи ваши, и за преступления ваши отпущена мать ваша.
Подобное место мы находим и в книге пророка Иеремии 3:8:
И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее, Иудея, не убоялась, а пошла и сама блудодействовала. О неверности Своей жены Бог продолжает говорить также и в 20-м стихе 3-й главы книги пророка Иеремии:
Но, поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь.
В церемониальном постановлении Бог учредил два закона, имеющие прямое отношение к прелюбодеянию. В одном из них, который записан в книге Второзаконие 22:22, в него вовлечены обе стороны, а в 24-ой главе книги Второзаконие, с 1-го по 4-й стихи, мы находим второй закон, который говорит, что муж мог разводиться со своей женой, если она прелюбодействовала. Однако, нигде в Библии мы не находим даже намека на то, что жена имеет право на развод, когда ее муж прелюбодействует.
Благодаря тому, что эти установления были частью Церемониального Закона, народ израильский должен был их соблюдать. Если муж находил свою жену прелюбодействующей с другим - оба должны были подвергнуться смерти. Если находились только доказательства прелюбодеяния, но муж не видел этого, он имел право развестись со своей женой. В Новом завете Иисус несколько раз вспоминал этот закон, чтобы показать, что с Его приходом этот закон аннулировался. Однако, израильтяне использовали этот закон неправильно.
В наши дни этот закон также часто понимается превратно, потому что обычно используется как основание для развода. Используя сказанное в первых четырех стихах 24-й главы книги Второзаконие, Израильтяне часто использовали, как основание для развода со своими женами по любой причине.
Когда же мы разберемся в этом вопросе, нам будет легче понять 32-й стих, 5-й главы Евангелия от Марка, который некоторые люди также используют для того, чтобы оправдать развод по причине прелюбодеяния. Ключевым выражением 1-го стиха 24-й главы книги Второзаконие является выражение "что-нибудь противное". Итак, что же такого противного мог найти муж в своей жене, что Библия разрешала ему развод? Что это был за грех? Еврейское слово "дабар", которое переводится как "что-либо"; выражение "что-либо противное" обычно означает слово или действие. Приблизительно в 1000 из 2400 случаев это слово в Библии переведено как "разговор", или близко к этому; в остальных 770 стихах оно переведено как "слово". Поэтому можно смело сказать, что именно эти два слова, то есть "разговор" и "слово", являются доминирующими при переводе еврейского слова "дабар". И около 55 раз это слово переведено как "действие", 63 раза как "заявление", и 215 раз, - как "вещь".
Таким образом, мы видим, что в 1-м стихе 24-й главы книги Второзаконие слово "дабар" должно быть переведено следующим образом: "действие", "заявление", "вещь", или "слово". Второе употребленное в этом выражении еврейское слово "ервах", которое переведено как "противное", встречается в Библии 54 раза и более чем в 50-ти случаях переводено как "нагота". Когда мы рассмотрим места, где оно употреблено в этом значении, мы видим, что обычно оно связано с непристойной половой нечистотой. Например, оно используется около 30-ти раз в 18-ой и 20-ой главах книги Левит, где Бог запрещает кровосмешение. Таким образом, слово "ервах" может также употребляться в значении "блуд".
Например, в 8-м стихе 18-й главы книги Левит, Бог предупреждает: "Наготы (ервах) жены отца твоего не открывай; это нагота отца твоего". Комментарий на это предупреждение можно найти в 1-м стихе 5-й главы 1-го Послания Коринфянам, "Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, причем такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего".
В этом стихе слово "блудодеяние" используется в связи с блудодеянием между мужчиной и женой своего отца. В 8-м стихе 18-й главы книги Левит Бог говорит о подобной половой нечистоте, как об открытой наготе, т. е. слова "нагота" и "что-то противное" являются синонимами к слову "блудодеяние". Учитывая все эти факты, мы видим, что в книге Второзаконие 24:1 Бог говорит, что если муж найдет в своей жене действие или слово прелюбодеяния, то он может написать ей разводное письмо и отпустить ее. Некоторые действия блудодеяния наказывались смертью, но некоторые действия или слова давали право мужу развестись со своей женой. Однако иудеи толковали слово "ервах" иначе, что давало им повод разводиться со своими женами, практически, по любому поводу.
В Книге Второзаконие 23:12-14 используется то же самое выражение "ервах дабар", которое записано в 1-ом стихе 24-ой главы книги Второзаконие, но здесь оно указывает не о блудодеянии, а больше о церемониальной нечистоте:
Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить. Кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне стана, выкопай ею яму, и опять зарой ею испражнение твое. Ибо Господь, Бог твой, ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих в руки твои; а посему стан твой должен быть свят, чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя.
Употребленное в последнем стихе выражение "чего срамного" переведено от еврейского "ервах дабар". Что же означало выражение "чего срамного"? Если рассматривать его в контексте, оно просто говорит нам о естественных испражнениях человеческого тела и согласно этого стиха, для подобного очищения человек должен был выходить за стан. А согласно записанного в 15-й главе книги Левит, любое истечение из человеческого тела считалось нечистым; поэтому употребленное в 14-м стихе выражение "ервах дабар" давало повод Еврейскому мужчине разводиться со своей женой по любой причине, имеющей отношение к истечению.
Другими словами, для того, чтобы написать разводное письмо, мужу было достаточно дождаться или увидеть любое истечение из тела жены и, таким образом, для израильских мужчин развод был очень легким делом. Женщина не имела никакой гарантии, - даже если она не была виновна в прелюбодеянии, ее муж при желании всегда мог найти причину, для развода, подтвержденную Библией.
Иисус объяснил, что записанный в первых четырех стихах 24-й главы книги Второзаконие закон разрешает развод только по причине прелюбодеяния. Об этом Он говорит в 5-й главе Евангелия от Матфея, в стихах 31-ом и 32-ом,
Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам, кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
Первые четыре стиха 24-й главы книги Второзаконие являются единственным местом из Ветхого Завета, имеющим отношение к Словам Христа, сказанным в вышеприведенных стихах. Иисус объясняет, что Израиль использовал сказанное в книге Второзаконие 24:1 гораздо чаще, нежели этот закон должен был применяться. Что могло быть только в случае прелюбодеяния. Мат. 5:31 говорит, что в то время все, что требовалось для развода, это разводное письмо.
Однако, в 32-м стихе Иисус поясняет правильное истолкование этого постановления. Пересматривая это установление, Иисус обращает внимание на три важных истины. Во-первых, Он подчеркивает, что Израиль совершенно пренебрегал святостью брака, что означало, что причиной для развода могло быть только прелюбодеяние.
Во-вторых, Он показывает греховную сторону развода, потому что развод фактически был поводом для того, чтобы разведенная женщина обвинялась в прелюбодеянии, хотя она могла быть совершенно невиновна. В-третьих, рассматривая это постановление, Христос показывает, что разведенная женщина не должна выходить замуж повторно.
Когда мы читаем 32-й стих, 5-й главы Евангелия от Матфея, мы должны прежде всего удостовериться, что правильно понимаем выражение "кроме вины прелюбодеяния", которое непосредственно связано со сказанным во Второзаконии 24:1. Слово "кроме", переведенное с греческого слова "паректос", не учитывая этого места, встречается в Библии еще два раза. Первое место находится в 29-ом стихе 26-й главы книги Деяний, где мы читаем:
Павел сказал: молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, [кроме] этих уз.
И другое место, содержится во 2-ом послании Апостола Павла к Коринфянам 11:28,
[Кроме] посторонних приключений, у меня ежедневное стечение людей, забота о всех церквах.
Что Бог сочетал, того человек да не разлучает!
Что же говорит Библия о сроке действия закона, который записан в книге Второзаконие 24: 1-4? Духовное значение этого установления закончилось на кресте. Разорванная в храме завеса была символом развода Бога с Израилем. В виду того, что это установление было записано в Библии, в Ветхом Завете для того, чтобы Бог мог развестись с Израилем по причине духовного прелюбодеяния, мы можем предположить, что это установление подобно всем другим церемониальным законам, также потеряло силу после креста. Библия открывает нам, что этот закон был изменен Христом. В 10-й главе Евангелия от Марка описывается разговор Иисуса с фарисеями, которые спросили Его о разводе, давайте прочитаем 2-й стих этой главы:
Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?
Этот вопрос имел отношение к стихам из 24-й главы книги Второзаконие, потому что они являются единственным местом в Ветхом Завете, где говорится о возможности развода. Это можно также увидеть из ответа Иисуса, который записан во 2-м и 4-м стихах:
Он сказал им в ответ: что заповедовал вам Моисей? Они сказали: Mоисей позволил писать разводное письмо и разводиться.
В 5-м стихе Иисус объясняет, почему этот закон был дан в Ветхом Завете:
Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь
То есть, этот закон был дан только из-за их жестокосердия. Но, давая этот закон, хотел ли Бог облегчить участь мужей, жены которых грешили? Или Он учредил этот закон по причине тог, что мужья не могли простить своим женам измены. И потому по причине их жестокосердия им разрешалось разводиться со своими женами? Подобное предположение не имеет смысла, Бог дает нам законы для того, чтобы помочь жить более святой жизнью, а не для того, чтобы подавать повод для греха. Мы поймем смысл этого стиха только тогда, когда выясним, почему Бог поместил этот закон среди церемониальных законов. Выражение "по жестокосердию" указывает на непослушание, а непослушание Богу является духовным прелюбодеянием.
Бог дал этот закон для того, чтобы в свое время иметь законное право развестись с Израилем, который будучи Его женой, находился в духовном прелюбодеянии. Этот закон был дан по причине жестокосердия Израиля, но как только Бог развелся с Израилем, этот закон был устранен. В Евангелии от Марка 10:6-9 Иисус, фактически, аннулирует этот закон,
В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
Иисус говорит здесь, что Бог никогда не планировал развод для людей, и хотя временно Он и разрешил мужчине разводиться со своей прелюбодейной женой, Он позволил это только ради того, чтобы Он Сам мог законно развестись с прелюбодейным Израилем. В 11-ом и 12-ом стихах этой главы Иисус говорит:
Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.
Первые четыре стиха 24-ой главы книги Второзаконие разрешали мужу разводиться с прелюбодейной женой. Жена же не имела права разводиться с мужем по причине прелюбодеяния. Иисус аннулирует право мужа на развод с прелюбодейной женой и подчеркивает, что развод с любой стороны, как мужа, так и жены, полностью исключается. И кроме того, в 11-ом и 12-ом стихах Бог подчеркивает еще один принцип: разведенный мужчина или женщина - не могут вступать в повторный брак. Согласно записанного в 11-ом стихе, если мужчина вступает в повторный брак - он прелюбодействует по отношению к своей первой жене. Но почему это так?
Когда мы рассматривали четыре первых стиха 7-й главы послания Римлянам, мы подчеркивали, что жена связана с мужем пока он жив. Поэтому, хотя развод может разрушить видимую сторону семейных взаимоотношений, все же с Божией точки зрения муж и жена остаются связаны. И таким образом, если муж женится на другой женщине, в тогда как его первая жена жива, он совершает прелюбодеяние и является прелюбодеем по отношению к тому вечному союзу, которым Бог соединил его с его первой женой. Подобно этому, 12-й стих подчеркивает, что после развода жена не должна выходить замуж, несмотря на то, что она разведена законно, потому что в глазах Божиих она остается связана со своим первым мужем. Поэтому, если она выйдет замуж при живом муже - она прелюбодействует. Этот принцип, объясняющий суть отношений между мужем и женой, повторяется также в 39-ом стихе, 7-й главы 1-го послания Коринфянам,:
Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе;
В 10-м стихе этой же главы Библия советует жене не разводиться с мужем, а 11-й стих говорит:
Если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей.
Все Библейское учение по этому вопросу последовательно и находится в полном согласии; в 17-ом стихе, 16-ой главы Евангелия от Луки Иисус говорит о вечной сущности Божиего Закона:
Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.
Интересно, что сказав эти слова, в следующем, то есть в 18-ом стихе Иисус начинает говорить о разводе:
Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой прелюбодействует; и всякий женящийся на разведенной с мужем прелюбодействует.
В этом стихе содержится та же истина, что и в Евангелии от Марка 10:2 -12, в послании Римлянам 7:1-4 и в послании Коринфянам 7:11. Развода не должно быть ни по какой причине, для этого нет никаких исключений. Давайте рассмотрим 15-й стих 7-й главы 1-го послания Коринфянам, который иногда используется как основание для оправдания повторного брака:
Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.
Итак, говорит ли этот стих о том, что если неверующий супруг(а) настаивает на разводе, то верующий больше не связан и может снова вступать в брак? В предыдущих главах мы уже видели, что заключение о том, что разведенный человек может снова вступать в брак является ошибочным. Ключевым словом, которое может помочь нам правильно понять этот стих, является слово "связаны", в этом месте используется греческое слово "доулоо", которое означает "порабощать"; оно является производным от греческого слова "доулос", которое в Библии переводится как "раб", или "слуга". Очень часто оно используется для описания взаимоотношений между человеком и Христом. Например, в послании Римлянам 1:1 Павел пишет, что он - раб, то есть "доулос" Христа. Верующие также являются рабами Христа, о чем можно прочитать в таких местах, как послание Колоссянам 4:12, 2-е послание Тимофею 2:24. С другой стороны, человек может быть рабом греха, как об этом говорится во 2-ом послании Петра 2:19.
Слово "доулос" или "доулоо" не используется при описании взаимоотношений между мужем и женой. Библия никогда не считала мужа рабом жены, или жену рабыней мужа. В 1-ом послании Коринфянам 7:27 Бог говорит:
Соединен ли ты с женою? Не ищи развода.
Однако, в этом стихе слово "соединен" передано совсем другим словом, в этом стихе употреблено греческое слово "део", которое говорит о каких-то двух соединенных, или связанных между собой понятиях. Например, в Евангелии от Марка 6:17 говорится о связанном узнике, а в Марка 11:2 мы читаем о привязанном осленке; то же самое слово упоребляется и в 1-ом послании Коринфянам 7:27 и 7:39, а также в послании Римлянам 7:2, где говорится о взаимоотношении между мужем и женой. Слово "доулоо", исключая 1-е послание к Коринфянам 7:15, больше нигде в Библии не употребляется при описании взаимоотношений между мужем и женой. Как же мы должны понимать этот стих? Ответ на этот вопрос мы сможем найти только тогда, когда мы правильно поймем те обстоятельства, о которых говорится в этом стихе.
Давайте рассмотрим самую типичную ситуацию современной жизни. Христианская женщина знает, что развода не должно быть ни при каких обстоятельствах, однако, ее неверующий супруг настаивает на разводе, он отказывается слушать то, что говорит об этом Библия, потому что он не спасен и для него Слово Божие не является авторитетом. Что же должна делать жена? Должна ли она неотступно бороться за то, чтобы предотвратить развод? Для подобной ситуации у Бога есть ответ: она призвана к миру; в своем подчинении Христу и в искреннем желании исполнять волю Божию, она не должна спорить со своим мужем и отказываться от развода, потому что она не связана написанным законом Христа до такой степени, чтобы участвовать в подобной ссоре. Если же муж ее разведется с ней, - она должна оставаться одна до тех пор, пока жив ее муж. О чем сказано в послании Римлянам 7:2-3, либо, как сказано в 11-ом стихе, 7-й главы, она должна примириться со своим мужем.
если же разведется, то должна оставаться безбрачной или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей.
Таким образом, 1-е послание Коринфянам 7:15 вовсе не предназначено для того, чтобы помочь тем, кто ищет развода. Когда мы внимательно рассматриваем вопрос брака во свете того, что говорит об этом Библия, мы видим, что этот стих находится в полной гармонии с тем принципом, который состоит в том, что развод не допускается ни по какой причине.